Гибель " Новороссийска "

25 дек’ 2014 | 21:20
alex24658



29 октября 1955 года в Северной бухте Севастополя затонул флагман черноморской эскадры советского военно-морского флота линкор «Новороссийск». Погибли более 600 моряков.


Северная бухта Севастополя


По официальной версии линкор затонул в результате взрыва старой донной немецкой мины. Но существуют и другие версии, в соответствии с которыми ответственными за гибель "Новороссийска" являются итальянские, английские и даже советские диверсанты. На момент гибели линейному кораблю "Новороссийск" исполнилось 44 года – срок для корабля почтенный. Большую часть своей жизни линкор носил другое имя – "Джулио Чезаре" ("Юлий Цезарь"), плавая под флагом итальянских ВМС. Он был заложен в Генуе летом 1910 года и спущен на воду в 1915 году.


линкор “ Джулио Чезарн “

В Первой мировой войне линкор участия не принимал, в 1920-х годах использовался как учебный корабль для подготовки морских артиллеристов.

В середине 1930 годов "Джулио Чезаре" прошел капитальный ремонт. Водоизмещение корабля достигло 24000 тонн, он мог развивать достаточно высокую скорость в 22 узла. Линкор был хорошо вооружен: два трехствольных и три башенных орудия, три торпедных аппарата, зенитные установки и крупнокалиберные пулеметы.

Тактико-технические характеристики после модернизации

1. Размеры:
Водоизмещение, т 23183 (норм.) / 25086 (макс.)

Длина, м 168,96 / 179,1 (макс.)

Ширина, м 28

Осадка, м 8,9 / 9,4 (при макс. водоизмещении)

2. Энергетическая установка:

Тип 3 ПТ Парсонса, 8 нефтяных котлов Бабкок и Вилькокс (на "Джулио Чезаре" - 12), 12 угольных котлов Блехинден

Мощность, л.с. 30000 - проект
30700 - испытания "Джулио Чезаре"
32300 - испытания "Леонардо да Винчи"

Кол-во валов 4

3. Скорость, дальность плавания, автономность:

Скорость, узл. 22,5 - проект
21,56 - испытания "Джулио Чезаре"
21,6 - испытания "Леонардо да Винчи"
22,2 - испытания "Конте ди Кавур"
31278 - испытания "Конте ди Кавур"

Дальность плавания, миль. 4800 (10 уз) / 1000 (22 уз.)

Топливо, т уголь + нефть 570+350 (норм.) / 1450+850 (полн.)

4. Вооружение:

4.1. Артиллерийское:

13 (3*3 + 2*2) - 305/46

18 (18*1) - 120/50

13 (13*1) - 76/50 на "Леонардо да Винчи" - 14 стволов

4-6 (4-6*1) - 76/40 зен. зенитные, установлены в ходе Первой мировой войны

4.2. Торпедное, противолодочное, минное:

3(3*1) - 450-мм ТА подв.

Экипаж, чел. 1000 (31 офицер)

В ходе Второй мировой войны линкор занимался в основном сопровождением конвоев, но в 1942 году командование ВМС признало его устаревшим и перевело в разряд учебных кораблей. В 1943 году Италия капитулировала. До 1948 года "Джулио Чезаре" находился на стоянке, не будучи законсервированным, с минимальным количеством команды и без надлежащего технического обслуживания. Согласно специальному соглашению, итальянский флот должен был быть поделен между союзниками по антигитлеровской коалиции. На долю СССР пришлись линейный корабль, легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки, не считая мелких кораблей. 10 января 1947 года в Совете министров иностранных дел союзных держав было достигнуто соглашение о распределении передаваемых итальянских кораблей между СССР, США, Великобританией и другими странами, пострадавшими от агрессии Италии. Так, например, Франции были выделены четыре крейсера, четыре эсминца и две подводные лодки, а Греции – один крейсер. Линейные корабли вошли в состав групп "A", "B" и "C", предназначенных для трех главных держав. Советская сторона претендовала на один из двух новых линкоров, по своей мощи превосходивших даже германские корабли типа "Бисмарк". Но поскольку к этому времени между недавними союзниками уже начиналась Холодная война, то ни США, ни Англия не стремились усиливать ВМФ СССР мощными кораблями. Пришлось кидать жребий, и СССР получил группу "C".

Новые линкоры достались США и Англии (позже эти линкоры были возвращены Италии в рамках партнерства по НАТО). По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор "Джулио Чезаре", легкий крейсер "Эммануэле Филиберто Дюка Д'Аоста", эсминцы "Артильери", "Фучильере", миноносцы "Анимозо", "Ардиментозо", "Фортунале" и подводные лодки "Мареа" и "Ничелио".




эсминец “ Артильери “


ПЛ “ Мареа “



9 декабря 1948 года "Джулио Чезаре" покинул порт Таранто и 15 декабря прибыл в албанский порт Влера. 3 февраля 1949 года в этом порту состоялась передача линкора советской комиссии, возглавляемой контр-адмиралом Левченко. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а еще через две недели он вышел в Севастополь, прибыв на свою новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название "Новороссийск".



Корабль был передан итальянцами советским морякам в запущенном состоянии. В относительно удовлетворительном виде находилась основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции – обшивка, набор, главные поперечные переборки ниже броневой палубы. А вот общекорабельные системы: трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы, – требовали серьезного ремонта или замены. Радиолокационных средств на корабле не было вообще, парк средств радиосвязи был скуден, полностью отсутствовала зенитная артиллерия малого калибра. Надо отметить, что непосредственно перед передачей СССР линкор прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части. Когда "Новороссийск" обосновался в Севастополе, командование Черноморским флотом отдало приказ – в кратчайшие сроки превратить корабль в полноценную боевую единицу. Дело осложнялось тем, что часть документации отсутствовала, да и военно-морских специалистов, владевших итальянским языком, в СССР практически не было. В августе 1949 года "Новороссийск" принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. Впрочем, его участие было скорее номинальным, поскольку за три отпущенных месяца привести линкор в порядок не успели (да и не могли успеть). Однако политическая обстановка требовала продемонстрировать успехи советских моряков в освоении итальянских кораблей. В итоге эскадры вышла в море, а разведка НАТО убедилась, что "Новороссийск" плавает. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. На нем установили 24 спаренные установки советских 37-мм зенитных автоматов, новые радиолокационные станции, средства радиосвязи и внутрикорабельной связи. Также заменили итальянские турбины на новые, изготовленные на Харьковском заводе. В мае 1955 года "Новороссийск" вошел в строй Черноморского флота и до конца октября несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке.



28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место в Северной бухте на "линкорной бочке" в районе Морского Госпиталя, примерно в 110 метрах от берега. Глубина воды там составляла 17 метров воды и еще около 30 метров вязкого ила.



29 октября в 01:31 по московскому времени под корпусом корабля с правого борта в носу раздался мощный взрыв. По оценкам специалистов, его сила была эквивалентна взрыву 1000-1200 килограммов тринитротолуола. С правого борта в подводной части корпуса образовалась пробоина площадью более 150 квадратных метров, а с левого борта и вдоль киля – вмятина со стрелкой прогиба от 2-х до 3-х метров. Общая площадь повреждений подводной части корпуса составляла около 340 квадратных метров на участке длиной 22 метра. В образовавшуюся пробоину хлынула забортная вода, и через 3 минуты возник дифферент в 3-4 градуса и крен в 1-2 градуса на правый борт. На момент взрыва командир линкора капитан 1 ранга Кухта находился в отпуске. Обязанности его исполнял старший помощник капитан 2 ранга Хуршудов.


Георгий Аркадьевич Хуршудов



Согласно штатному расписанию, на линкоре находились 68 офицеров, 243 старшины, 1231 матрос. После того как "Новороссийск" ошвартовался, часть экипажа съехала в увольнение. На борту оставались более полутора тысяч человек: часть экипажа и новое пополнение (200 человек), курсанты морских училищ и солдаты, накануне прибывшие на линкор.

В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу. К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба.

В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ. "Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора. К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами.

В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой. Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки. Летом 1956 года экспедиция особого назначения "ЭОН-35" приступила к подъему линкора методом продувания. Подготовка к подъему была полностью завершена к концу апреля 1957 года. Генеральную продувку начали с утра 4 мая и в тот же день завершили подъем. Корабль всплыл кверху килем 4 мая 1957 года, а 14 мая его отвели в Казачью бухту, где и перевернули. При подъеме корабля вывалилась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Корабль был разобран на металл и передан на завод "Запорожсталь".

Для выяснения причин взрыва была создана правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета Министров СССР министром судостроительной промышленности генерал-полковником инженерно-технической службы Вячеславом Малышевым. Свое заключение комиссия дала через две с половиной недели после катастрофы. Жесткие сроки были заданы в Москве. 17 ноября заключение комиссии было представлено в ЦК КПСС, который выводы принял и одобрил. Причиной катастрофы, был назван "внешний подводный взрыв (неконтактный, донный) заряда с тротиловым эквивалентом 1000-1200 кг". Наиболее вероятным признали взрыв немецкой магнитной мины, оставшейся на грунте после Великой Отечественной войны. Командира линкора Кухта понизили в звании и отправили в запас.


Александр Павлович Кухта

Также были сняты с должности и понижены в звании: командир дивизии охраны водного района контр-адмирал Галицкий, и.о. командующий эскадрой Никольский и член Военного совета Кулаков. Через полтора года они были восстановлены в званиях. Командующему флотом вице-адмиралу Виктору Пархоменко был объявлен строгий выговор, а 8 декабря 1955 года он был снят с должности. Никаких судебных действий в отношении него не производилось. В 1956 году был снят с должности командующий ВМФ СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов.

Первоначальные версии – врыв бензосклада или артиллерийских погребов – были отметены практически сразу же. Емкости бензосклада на линкоре пустовали задолго до катастрофы. Что касается погребов, то если бы они рванули, от линкора вообще мало бы что осталось, причем на воздух взлетели бы еще и пять крейсеров, стоявших рядом. К тому же эту версию сразу опрокинули показания моряков, местом боевой службы которых являлась 2-я башня главного артиллерийского калибра, в районе которой линкор и получил пробоину. Было точно установлено, что 320-миллиметровые снаряды остались в целости и сохранности. Осталось еще несколько версий: взрыв мины, торпедная атака подводной лодки и диверсия. После изучения обстоятельств больше всего голосов набрала минная версия. Что было вполне объяснимо – мины в севастопольских бухтах были не редкостью начиная со времен Гражданской войны. Бухты и рейд периодически очищались от мин с помощью тральщиков и водолазных команд. В 1941 году, при наступлении немецких армий на Севастополь, ВВС и ВМС Германии минировали акваторию и с моря, и с воздуха – мин разных типов и назначения было выставлено ими несколько сотен. Одни сработали еще в период боев, другие были извлечены и обезврежены уже после освобождения Севастополя в 1944 году. Позже севастопольские бухты и рейд регулярно протраливались и осматривались водолазными командами. Последнее такое комплексное обследование было проведено в 1951-1953 годах. В 1956-1958 годах, уже после взрыва линкора, в Севастопольской бухте обнаружили еще 19 немецких донных мин, в том числе три – на расстоянии менее 50 метров от места гибели линкора.



В пользу минной версии говорили и показания водолазов. Как свидетельствовал командир отделения Кравцов: "Концы обшивки пробоины загнуты вовнутрь. По характеру пробоины, заусенцам от обшивки, взрыв был с внешней стороны корабля". Следующей была версия о торпедировании линкора неизвестной подводной лодкой. Однако при изучении характера повреждений, полученных линкором, комиссия не нашла характерных примет, соответствующих удару торпеды. Зато она обнаружила другое. На момент взрыва корабли дивизии охраны водного района, чьей обязанностью было стеречь вход на главную базу Черноморского флота, находились совсем в другом месте. В ночь катастрофы внешний рейд никем не охранялся; сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Таким образом, Севастополь оказался беззащитен. И, теоретически, чужая подлодка вполне могла войти в бухту, выбрать позицию и нанести торпедный удар. Практически же для полноценной атаки лодке вряд ли хватило бы глубины. Однако военным было известно, что на вооружении некоторых западных флотов уже стоят малые или карликовые подводные лодки. Так что на внутренний рейд главной базы Черноморского флота теоретически могла проникнуть карликовая субмарина. Это предположение, в свою очередь, породило другое – не замешаны ли во взрыве диверсанты?

В пользу этой версии говорило то, что прежде чем встать под красный флаг "Новороссийск" был итальянским кораблем. А самый грозный подводный спецназ во время Второй мировой войны, "10-я штурмовая флотилия", был у итальянцев, и командовал им князь Джунио Валерио Боргезе, убежденный антикоммунист, якобы публично поклявшийся после передачи линкора СССР отомстить за такое унижение Италии. Выпускника Королевского военно-морского училища Валерио Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника, чему способствовали знатное происхождение и отличные показатели в учебе.


Джунио Валерио Боргезе

Первая субмарина под командованием Боргезе была в составе итальянского легиона, который, в рамках помощи Франко, действовал против республиканского флота Испании. После этого князь получил под свое командование новую подводную лодку. Позже Валерио Боргезе прошел курс специальной подготовки в Германии на Балтийском море. По возвращении в Италию Боргезе получил под свое командование самую современную подлодку "Шире". Благодаря умелым действиям командира подводная лодка возвращалась обратно на свою базу невредимой из каждого боевого похода. Операции итальянских подводников вызвали неподдельный интерес у короля Виктора Эммануила, который удостоил князя-подводника личной аудиенции. После этого Боргезе было предложено создать первую в мире флотилию морских диверсантов-подводников. Для нее были созданы сверхмалые подводные лодки, специальные управляемые торпеды, пилотируемые взрывающиеся катера.


управляемая торпеда

18 декабря 1941 года итальянцы на карликовых подводных лодках скрытно проникли в гавань Александрии и прикрепили магнитные взрывные устройства к днищам английских линкоров "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет".




линкор “ Куин Элизабет “

Гибель этих кораблей позволила итальянскому флоту на долгое время перехватить в свои руки инициативу в боевых действиях на Средиземном море. Также "10-я штурмовая флотилия" принимала участие в осаде Севастополя, базируясь в портах Крыма. Теоретически, иностранный подводный крейсер мог доставить боевых пловцов на максимально близкое к Севастополю расстояние, чтобы те осуществили диверсию. С учетом боевого потенциала первоклассных итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок и управляемых торпед, а также принимая во внимание разгильдяйство в вопросах охраны главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах выглядит убедительно.

Вторым подразделением мира, способным на подобную диверсию, была 12-я флотилия Военно-морских сил Великобритании. Командовал ею на то время капитан 2 ранга Лайонел Крэбб, также человек-легенда.

В годы Второй мировой войны он руководил обороной британской военно-морской базы Гибралтар от итальянских боевых пловцов и по праву сам считался одним из лучших подводных диверсантов британского флота. Крэбб лично знал многих итальянцев из 10-й флотилии. К тому же после войны пленные итальянские боевые пловцы консультировали специалистов из 12-й флотилии. В пользу этой версии выдвигается следующий аргумент – будто бы советское командование хотело оснастить "Новороссийск" ядерным оружием. Атомной бомбой СССР обладал с 1949 года, но морских средств применения ядерного оружия тогда не было. Решением могли стать только морские крупнокалиберные пушки, стреляющие тяжелыми снарядами на большое расстояние. Итальянский линкор для этой цели подходил идеально. Великобритания, представляющая собой остров, в этом случае оказывалась наиболее уязвимой мишенью для советских ВМС. В случае применения атомных взрывных устройств возле западного побережья Англии, с учетом розы ветров, которые в тех краях круглый год дуют на восток, радиационному заражению подверглась бы вся страна. И еще один факт – в конце октября 1955 года британская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.

Уже в наше время кандидат технических наук Олег Сергеев выдвинул еще одну версию. Линейный корабль "Новороссийск" был подорван двумя зарядами с суммарным тротиловым эквивалентом в пределах 1800 кг, установленными на грунте в районе носовых артпогребов, на незначительном расстоянии от диаметральной плоскости корабля и друг от друга. Взрывы произошли с коротким временным интервалом, обусловившим создание кумулятивного эффекта и нанесение повреждений, в результате которых корабль затонул. Подрыв же был подготовлен и осуществлен отечественными спецслужбами с ведома руководства страны исключительно во внутриполитических целях. В 1993 году стали известны исполнители этой акции: старший лейтенант спецназа и два мичмана – группа обеспечения. Против кого была направлена эта провокация? Согласно Сергееву, прежде всего против руководства ВМФ. На этот вопрос через два года после гибели "Новороссийска", на пленуме ЦК КПСС 29 октября 1957 года, ответил Никита Хрущев: "Нам предложили вложить во флот более 100 миллиардов рублей и строить старые катера и эсминцы, вооруженные классической артиллерией. Мы провели большую борьбу, сняли Кузнецова… думать, заботиться о флоте, об обороне он оказался неспособным. Нужно все оценивать по-новому. Надо строить флот, но прежде всего строить подводный флот, вооруженный ракетами".

Десятилетний план судостроения, не отражающий в перспективе приоритет развития наиболее капиталоемких и выгодных для ВПК морских стратегических ядерных сил, объективно не мог поддерживаться военно-политическим руководством страны, что и решило судьбу главкома ВМФ Николая Кузнецова. Гибель "Новороссийска" послужила началом масштабного сокращения Военно-морского флота СССР. На металлолом пошли устаревшие линкоры "Севастополь" и "Октябрьская революция", трофейные крейсеры "Керчь" и "Адмирал Макаров", множество трофейных подлодок, эсминцев и кораблей других классов довоенной постройки.

Будет ли когда-нибудь окончательно найден ответ на вопрос, что именно погубило "Новороссйск"? Пожалуй, нет. Если бы поднятый линкор наряду со специалистами, определявшими степень его дальнейшей пригодности, как следует осмотрели специалисты из компетентных органов и ведомств, они смогли бы отыскать в корабельных низах те или иные следы неведомого заряда, но корабль быстро порезали на металл, и дело было закрыто.

"Новороссйск" стал вторым линкором, взорвавшимся в Северной бухте Севастополя. За 49 лет до него на этом же месте взорвался и затонул линкор "Императрица Мария".

ОКТЯБРЬСКАЯ ТРАГЕДИЯ

...Вечером 29 октября 1955 г. флагман Черноморского флота линкор «Новороссийск» - бывший «Джулио Чезаре», полученный по репарациям от Италии, - вернулся в Севастополь из короткого похода. На борту корабля находилось 1576 человек.

Подходя к якорным бочкам, «Новороссийск» несколько проскочил их, поэтому пришлось отдавать якорь, а потом подтягиваться к ним. Напоминаем об этой детали, поскольку она, видимо, сыграла определенную роль в происшедшей трагедии.

В 1 ч 30 мин 48,5 с под носовой частью линкора грянул сильнейший взрыв, мощная струя раскаленных газов пронизала его корпус от днища до верхней палубы, на баке возникла большая пробоина с загнутыми наружу краями. Из нее тянуло гарью, слышались стоны и просьбы о помощи (потом установили, что в носовых помещениях сразу погибло 150-170 человек, еще не менее 130 получили ранения). Палубу в носу и часть надстроек облепило илом.


При подъеме линкор не стали переворачивать. На днище видны устройства, предназначенные для спасательных работ.

Старший помощник командира корабля капитан 3-го ранга З.Г.Сербулов вышел к пробоине и стал оттуда руководить спасательными работами. Через некоторое время на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, член Военного совета вицеадмирал Н.И.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, другие штабные чины; одних только адмиралов было семеро! У Пархоменко несколько раз просили разрешения эвакуировать тех, кто не был занят непосредственной борьбой за живучесть, но он неизменно и категорически отказывал: «Нечего поднимать панику!» Затем приказал собрать их на верхней палубе на корме.

Команда пыталась спасти корабль, но переборки не выдерживали давления поступающей воды и одна за другой сдавали. Не увенчалась успехом буксировка «Новороссийска» к берегу - его удерживали якоря, которые нельзя было выбрать, поскольку носовая часть глубоко ушла в воду.

По приказу командования на юте выстроилось до тысячи моряков, не занятых борьбой за живучесть. В 4 ч 15 мин линкор неожиданно повалился сначала на правый, потом на левый борт и перевернулся. Это произошло примерно в 130-150 м от берега...


Сразу после подъема: хорошо видна пробоина в носовой части. Рядом с корпусом «Новороссийска» стоят водолазные суда и понтоны.

Наутро водолазы, спустившиеся к еще державшемуся на поверхности кораблю, услышали стуки: это давали знать о себе те, кто все еще оставался на боевых постах. Вообще-то, следовало установить на днище кессоны, прорезать корпус и выводить уцелевших, одновременно подавая внутрь воздух, но команда спасательного судна «Бештау» самостоятельно проделала в днище отверстия. В машинном отделении живых не было, а из отсека кормовых дизель-генераторов успели извлечь семерых. В проделанные отверстия начал выходить вытесняемый водой воздух, и вскоре линкор окончательно лег на грунт. Позже водолазы, пройдя по затопленным помещениям внутрь «Новороссийска», спасли еще двоих (рассказ одного из них мы помещаем в номере). На этом спасательные операции прекратили, в аппаратуре звукоподводной связи уже не слышались голоса «новороссийцев», до того певших: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает...» Погибло 608 моряков, в том числе 58, посланных на помощь с крейсеров «Адмирал Нахимов», «Михаил Кутузов», «Молотов» и «Фрунзе».


Кормовая часть корпуса с гребными винтами и рулем. Отверстие было прорезано для спасения погребенных в затонувшем корабле моряков.

Обстоятельства катастрофы расследовала Правительственная комиссия, возглавляемая заместителем председателя Совета министров СССР В.А.Малышевым. В нее также входили исполняющий обязанности главнокомандующего ВМФ адмирал С.Г.Горшков, заместитель министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутома, представители МВД и КГБ К.А.Лунев и А.Жилин.

Опросив очевидцев и флотских специалистов, они пришли к выводу, что наиболее вероятной причиной подрыва линкора был взрыв под его носовой частью немецкой мины, оставшейся со времен Великой Отечественной войны. По мнению экспертов, ее механизм мог прийти в боевое положение «даже небольшим поворотом (толчком) мины якорной цепью при постановке линкора на якорь накануне катастрофы. Следует отметить, что линкор «Новороссийск» не имел размагничивающего устройства и, следовательно, был полностью беззащитен против магнитных мин... траления бухты, произведенные после освобождения Севастополя в 1944-1946 гг., не давали полной гарантии от минной опасности».


Башню главного калибра тоже извлекли на поверхность, не переворачивая...

Непосредственными виновниками гибели линкора назвали Пархоменко, Кулакова, Никольского, старшего помощника командира корабля капитана 2-го ранга Г.А.Хуршудова (хотя он прибыл на линкор только в 3 ч 30 мин), командира дивизии охраны водного района контр-адмирала Галицкого. Их понизили в званиях, но через некоторое время восстановили, а Кулакову спустя 10 лет даже присвоили звание Героя Советского Союза - как и Горшкову. Командир «Новороссийска» капитан 1-го ранга А.И.Кухта (он был в отпуске) и его помощник Сербулов были уволены с флота.

...Итак, по официальному заключению Правительственной комиссии, «Новороссийск» погиб после взрыва под его днищем старой мины или фугаса, оставленных немцами на дне бухты еще в войну. Все вроде бы так, но...


Так выглядела пробоина. Снимок сделан перед разборкой «Новороссийска».

В последние годы появилась новая версия октябрьской трагедии. Правда, еще в 50-е гг. моряки-черноморцы поговаривали о том, что «Новороссийск» стал жертвой диверсии, но доказательств тому пока обнаружить не удалось. Тем не менее, такой версии придерживаются составитель сборника документов «Гибель линейного корабля «Новороссийск» Б.Каржавин и писатель-маринист Н.Черкашин


Днище вскрыли, чтобы достать пороховые полузаряды. Видны оставшиеся на стеллажах 320-мм снаряды главного калибра.




мемориал “ Новороссийск “ в Севастополе

http://lemur59.ru/

















Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.