Публикации / Политика, экономика, войны, оружие, заговоры, криминал / Железный дракон: Бомардировщик Юнкерс Ju-87 Stuka

Железный дракон: Бомардировщик Юнкерс Ju-87 Stuka

10 фев’ 2015 | 08:24
ZOMBOYASHIK



Юнкерс Ju-87 конструкции немецкого инженера Германа Польмана представлял собой одномоторный двухместный самолёт. Впервые был применён в боях в небе Испании в 1937 г.

Эта машина, получившая у наших бойцов прозвище «Лаптёжник» стала стандартным пикирующим бомбардировщиком Люфтваффе. Самолёт участвовал во всех европейских военных кампаниях Второй мировой войны в военно-воздушных силах стран-союзниц Германии как дневной пикирующий бомбардировщик, ночной бомбардировщик, штурмовик и буксировщик планеров.

Состоял на вооружении следующих стран: Германия, Япония (доработанный А-1), Болгария (12 экземпляров модификации R-2, R-4 и около 32 экз. D-5), Великобритания (1 машина захвачена и доработана), Венгрия (около 10 экземпляров В-2, около 40 самолётов модификации Юнкерс D-1, около 30 штук Junkers Ju-87 D-5), Италия (В-2, B-2tp), Румыния (около 50самолётов В, 115 экз. D-1, D-3, D-5), Хорватия (около 15 машин модификации D).

Боевое использование Юнкерс Ju-87 Stuka

Испытания в боевых условиях Ju 87 прошел в Испании. В ноябре 1936 г. туда отправили одного из Ju 87А-0, в январе 1938 г. прибыло 3 Ju 87А-1, а в октябре — 5 Ju 87В-1. Участие в боях показало высокую эффективность пикировщиков, что дало толчок их широкому внедрению в люфтваффе. К началу Второй мировой войны люфтваффе имели 9 групп пикирующих бомбардировщиков (346 самолетов Ju 87В — Ju 87А к тому времени уже были переведены в учебные части). С первых минут войны группы «штук» наносили удары по целям на территории Польши. Первыми налетам подверглись аэродромы, затем бомбили железнодорожные узлы, военно-морскую базу Гдыня и другие объекты. То есть, пикировщики применялись для решения не только тактических задач непосредственной поддержки, но и оперативных заданий, традиционно возлагавшихся на более тяжелые двухмоторные бомбардировщики. Однако и поддержке сухопутных войск также уделялось значительное внимание. «Штуки» зачастую выполняли функции «летающей артиллерии», подавляя польские узлы сопротивления, оказавшиеся на пути бронированных кулаков вермахта. За время войны с Польшей люфтваффе потеряли 31 Ju 87 — 9% от первоначального состава, в то время как части Bf 110 потеряли 14%, a Bf 109 -даже около 30%.



К операции по захвату Дании и Норвегии в апреле-мае 1940 г. привлекли лишь одну группу «штук» — l/St.G 1, единственную, успевшую получить самолеты Ju 87R С увеличенной дальностью полета. Против Франции, Бельгии и Нидерландов в мае 1940 г. бросили 9 групп «штук» (360 самолетов, из них 291 исправный). Помимо ударов по аэродромам, пикировщики поддерживали десантников, штурмовавших бельгийские форты, наносили удары по вражеским резервам и линиям коммуникаций. В конце мая — начале июня 1940 г. основные усилия пикировщиков люфтваффе были сосредоточены против окруженной группировки союзников в районе Дюнкерка. Действуя против вражеских кораблей, «штуки» добились заметных успехов: так, 23-24 мая было потоплено 3 вражеских эсминца (британский и 2 французских) и повреждены ещё 4 (британский, польский и 2 французских). Об интенсивности боевой работы может свидетельствовать тот факт, что, например, 27 мая Ju 87 появлялись над Дюнкерком 12 раз! За 50 суток кампании на Западе люфтваффе потеряли 123 «штуки» сбитыми и 41 поврежденными.

В июне-июле 1940 г. пикировщики действовали против судоходства в Ла-Манше, а с 12 августа приступили к массированным налетам на Англию. Для этой операции задействовали 10 из 11 имеющихся групп «штук». В них насчитывалось 412 Ju 87B/R, в т.ч. 292 исправных. Пикирующие бомбардировщики совместно с двухмоторными машинами наносили удары по британским аэродромам, пытаясь разрушить систему ПВО. Но участие Ju 87 в налетах на территорию Англии было недолгим. 18 августа эскадра St.G 77 отправила в налет на аэродромы в районе Портсмута 109 пикировщиков. При налете было сбито 16 «штук», ещё шесть, хоть и добрались до аэродромов, из-за полученных повреждений восстановлению не подлежали. После столь тяжелых потерь Ju 87 запретили действовать над территорией Англии, и в сентябре-ноябре 1940 г. они работали против вражеских конвоев в Ла-Манше.

С начала 1941 г. 2 группы Ju 87R — l/St.G 1 и ll/St.G 2 (позже усиленные ещё двумя группами) действовали на Средиземном море. 10 января 1941 г. 43 пикировщика атаковали авианосец «Илластриес»Получивший шесть прямых попаданий корабль, тем не менее, смог уцелеть благодаря бронированной палубе. 11 января «штуки» серьезно повредили крейсера «Глочестер» и «Саутгемптон», причем последний спасти не удалось. А в конце января — начале февраля 1940 г. группы l/St.G 3 и l/St.G 1 передислоцировали в Ливию для поддержки германского Африканского корпуса.

К началу апреля 1941 г. 7 групп пикирующих бомбардировщиков (270 Ju 87B/R, из них 239 исправных) сосредоточили на Балканах для операции против Югославии и Греции. Эта операция для «штук» началась с налета 6 апреля 1941 г. на Белград. С 20 мая «балканские» пикировщики участвовали в операции по захвату Крита.



Для участия в нападении на СССР люфтваффе собрали 8 групп Ju 87. Семь из них включили в состав 2-го воздушного флота, поддерживавшего группу армий «Центр». Лишь группа IV(St)/LG 1 (33 «штуки») находилась на Крайнем Севере, в Норвегии, в составе 5-го воздушного флота. Против СССР было брошено 326 пикировщиков. С первых минут операции «Барбаросса» наносили мощные удары по объектам на советской территории. Первоочередными целями для Ju 87 стали объекты сухопутных войск — укрепрайоны, казармы, склады горючего и боеприпасов, скопления бронетехники, а также железнодорожные узлы. В подавляющем большинстве случаев «штуки» вылетали на задание группой или, по крайней мере, отрядом. Эскадра St.G 77 в начале июля была переброшена в полосу группы армий «Юг», a St.G 2 в конце сентября — в группу армий «Север», приступив к налетам на Ленинград. Главными целями при этом были корабли Балтийского флота, несколько из которых затонули или получили повреждения (последнее касалось, в частности, обоих линкоров — «Марат» и «Октябрьская революция», а также крейсеров «Киров» и «Максим Горький»).

В начале 1942 г. в эскадры St.G 1 и St.G 2 начали поступать первые самолеты Ju 87D-1. Нехватка истребителей для прикрытия все чаще вынуждала действовать с малых высот — пикировщик превращался в штурмовика. В начале января 1942 г. из Северной Африки в Германию вывели группу ll/St.G 2. На её основе сформировали 2 новые группы: Ill/St.G 3 и «новую» ll/St.G 2. Первая из них, получившая самолеты Ju 87R, до мая 1942 г. базировалась в Италии, а затем в Северной Африке. Вторую же, вооруженную Ju 87D, ждал Восточный фронт. Действовавшая на Крайнем Севере инструкторская группа IV(St.)/LG 1 была реорганизована в обычную линейную группу l/St.G 5, став единственной группой в составе эскадры St.G 5 (помимо неё эскадра ещё имела лишь запасный отряд). На Ju 87R группа l/St.G 5 воевала весь 1942 г., и лишь в марте 1943 г. получила первые Ju 87D-3. Действовавшая в составе 4-го воздушного флота эскадра St.G 77 летала с аэродромов Харьков, Сталино, Сарабуз (в Крыму). В мае 1942 г. она участвовала в отражении советского наступления под Харьковом, а в июне осуществляла массированные налеты на Севастополь, применяя, в частности, 1400-кг бомбы.

Под Сталинградом воевала эскадра St.G 2, части St.G 1 и St.G 77. В начале 1943 г. основные усилия пикировщиков были сосредоточены на южном фланге Восточного фронта — к апрелю здесь сосредоточили 4 группы «штук». В мае 1943 г., в рамках подготовки к операции «Цитадель» эскадры St.G 1 и St.G 77 нанесли ряд ударов по объектам в советском тылу, прежде всего, железнодорожным узлам. К концу июня 1943 г. количество «штук» в боевых частях достигло 523 — рекордный показатель за всю Вторую мировую войну. 442 машины (около 85%), включая самолеты новейшей модификации Ju 87D-5, находилось на Восточном фронте. В районе Курской дуги сосредоточили 10 групп пикировщиков и 2 отряда истребителей танков, вооруженных Ju 87G. 1 группа дислоцировалась в Финляндии, 2 — в Греции. В Курской битве пикировщики действовали большими группами, по 40-60 машин. Как правило, группа сбрасывала бомбы на поле боя, углубляясь в боевые порядки войск Красной армии не более, чем на 10 км. За июль-август 1943 г. безвозвратные потери Ju 87 на Восточном фронте превысили 300 машин.

6 октября 1943 г. экипажи группы Ill/St.G 3 неподалеку от Ялты отправили на дно лидер «Харьков» и эсминцы «Беспощадный» и «Способный». А с 18 октября части пикировщиков были переформированы в штурмовые. К началу 1944 г., после перевода в полосу группы армий «Север» двух групп из Греции, впервые за войну все части >Юнкерс Ju 87 были сосредоточены на Восточном фронте. Они принимали участие во всех крупных кампаниях завершающего периода войны. Так, в начале 1944 г. SG 2 и SG 77 сражались у Корсунь-Шевченковского. В феврале-марте 1944 г. «штуки» наиболее интенсивно использовались на Северо-Западном направлении. К началу апреля в строевых частях насчитывалось 466 Ju 87 (в т.ч. 21 Ju 87G). В дальнейшем их количество быстро уменьшалось. Остававшиеся на Восточном фронте Ju 87 к концу лета 1944 г. были в основном заменены Fw 190. Но группа III/SG 2 с приданным противотанковым отрядом в августе-сентябре воевала над восточной Пруссией и Польшей, а затем была переброшена в Венгрию. На 2-м Украинском фронте до конца осени фиксировались пролеты «лаптежников» — здесь на таких самолетах продолжала воевать группа III/SG 2. Активно применялись Ju 87D-7 и D-8 в ночных штурмовых группах. В последний раз в качестве пикировщиков Ju 87 действовали в феврале 1945 г., пытаясь уничтожить советские переправы на Одере. В дальнейшем днем летали только немногочисленные Ju 87G, а самолеты ночных групп вылетали на задания вплоть до конца войны.

В августе 1940 г. начались поставки Junkers Ju 87В ВВС Италии (52 самолета Ju 87В-2, позже поступило ещё 50 Ju 87R-2). Италия получила и 46 машин Ju 87D-2 и D-3. Ими вооружили 5 групп, первые из которых (96-я и 97-я) получили такие самолеты в 1940 г. Итальянские «штуки» воевали в Северной Африке, атаковали корабли и суда противника в Средиземном море, а самолеты 121-й группы после перехода Италии на сторону союзников приняли участие в боях против вермахта.

Венгрии поставили 4 Ju 87А, 47 Ju 87В (2 в 1940 г. и 45 в 1943 г.), 12 Ju 87D-1 и D-3, а также 14 Ju 87D-5. В боях применялись только Ju 87D (в 102/1 и 102/2 эскадрильях), остальные служили как учебные.

Болгария получила 12 Ju 87В-2 и Ju 87R-2, а также 32 Ju 87D-5. Они эксплуатировались в 1-м орляке (полке), но в бой пошли только в сентябре 1944 г. — уже против Германии.

Румынии поставили 115 самолетов, главным образом модификаций Ju 87D-3 и D-5. С июня 1943 г. на них воевала 3-я авиагруппа, действовавшая на территории Украины, а в мае 1944 г. под Яссами дебютировала перевооруженная пикировщиками 6-я авиагруппа. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции самолеты применялись против немецких войск. Последняя часть румынских «штук» — 74-я АЭ — воевала вплоть до конца войны.

Словакия получила 7 Ju 87Н из Германии, а также заказала 36 Ju 87D-5, которые должна была построить по лицензии местная фирма «Мраз». Но до начала Словацкого национального восстания успели изготовить лишь 5 самолетов.

2 самолета Ju 87А для испытаний купила Япония.

Самолет Ju 87 оказался по-своему замечательной машиной. Отлично зарекомендовав себя в блицкриге в Польше и на Западе, он к началу 1941 г. считался уже устаревшим. Но в первые месяцы войны на Восточном фронте Ju 87 стал одним из наиболее востребованных боевых самолетов, показав, что его время отнюдь не прошло. В итоге, вместо снятия с производства, объем выпуска «штуки», наоборот, увеличили. Продолжилось и совершенствование машины. Из типичного пикировщика самолет в модификации Ju 87D постепенно превращается в машину, так сказать, «двойного назначения» — пикировщик-штурмовик (Ju 87 D-3), а затем и в «чистый» штурмовик (Ju 87D-5). Появился и специализированный противотанковый самолет — Ju 87G. И хотя с 1943 г. успешно действовать «штукам» было все труднее, они применялись в боях вплоть до последних дней войны.



Технические характеристики пикирующего бомбардировщика Junkers Ju-87 Stuka (G-2)
Размах крыла: 14.98 м.
Длина: 11.50 м.
Высота: 3.88 м.
Площадь крыла: 33.68 м.
Масса пустого самолета: 3930 кг.
Масса нормальная взлетная: 5960 кг.
Тип двигателя: Junkers Jumo-211J-1
Мощность: 1420 л.с.
Максимальная скорость: 396 км/ч
Крейсерская скорость: 326 км/ч
Практическая дальность: 1530 км/ч
Практический потолок: 7360 км/ч
Экипаж: 2 человека
Вооружение: две 37-мм пушки BK 3,7 и два 7.9-мм пулемета МG-15

http://www.airaces.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.