Тайна судна «Гломар Эксплорер»

09 фев’ 2015 | 09:33
ZOMBOYASHIK

Как известно, у богатых свои причуды. Вот и американский миллиардер Говард Хьюз (1905-1976) прославился своими эксцентричными выходками и чудачествами. Никого не удивило, когда в конце 60-х годов он объявил, что собирается искать нефть на дне океанов, а также поднимать затонувшие пиратские сокровища.



Хьюз затеял строительство уникальной плавучей платформы «Гломар Эксплорер»

С этой целью Хьюз затеял строительство уникальной плавучей платформы «Гломар Эксплорер». Никому и в голову не могло прийти, что за очередной прихотью склонного к авантюрам богача скрывается самый дорогостоящий и самый фантастический проект спецслужб США под кодовым наименованием «Дженифер», о подлинной сути которого знали только три человека: американский президент, директор ЦРУ и сам мистер Говард Хьюз.

Отсчёт этой невероятной истории следует вести от 24 февраля 1968 года, когда от берегов Камчатки ушла на боевое дежурство советская дизель-электрическая подлодка К-129 с экипажем в составе около ста подводников. На поворотных точках маршрута она должна была посылать контрольный сигнал в свой штаб.

Но вот однажды подтверждающий сигнал не поступил. В штабе сначала не слишком обеспокоились, поскольку молчание лодки могло объясняться рядовой причиной. Но когда прошли все другие контрольные сроки, стало ясно, что стряслась беда.

На поиски пропавшей К-129 отправились в общей сложности 36 вымпелов. Наши самолёты-разведчики совершили около 300 вылетов. В течение двух месяцев с помощью сонаров и другой техники была обследована акватория в океане площадью свыше 1 млн квадратных миль. К сожалению, поисковая операция закончилась безрезультатно.

В этот же период произошло ещё одно событие, на которое поначалу наши военные не обратили внимания. Где-то на 3-4-й день после потери связи с К-129 в японский порт Йокосука зашла американская атомная субмарина «Суордфиш» («Меч-рыба») с повреждениями перископа, рубки и носовой части. Под завесой чрезвычайных мер секретности лодка встала на ремонт.

В июле того же года к месту предполагаемой катастрофы К-129 (по натовской классификации – «Гольф») приплыла американская подлодка «Хэлибат». Это была субмарина-шпион, специально оборудованная для поисков на морском дне фрагментов советских баллистических и крылатых ракет, которые падали туда после всякого рода испытаний и учебных стрельб. Охота велась при помощи «рыбок» – глубоководных аппаратов, управляемых операторами-разведчиками, которые размещались в отсеках «Хэлибат».

На этот раз лодка-шпион имела особое задание: разыскать утонувший «Гольф».



И вот спустя какое-то время одна из «рыбок» зафиксировала К-129 на глубине 5200 м. На корпусе погибшей лодки, за её рубкой, виднелся пролом шириной около трёх метров. Итак, одна-единственная чужая подлодка сделала то, что не удалось целому соединению советских кораблей и .самолётов! А может, дело вовсе не в удаче? Что, если команда «Хэлибат» в точности знала координаты места катастрофы?

Уже позднее советские эксперты выдвинули версию, согласно которой наша лодка погибла в результате столкновения с более массивной американской субмариной «Суордфиш». По их мнению, «Меч-рыба» тайно следовала за К-129 ещё от Берингова моря. В какой-то момент, в азарте этой скрытой погони, американский экипаж непредумышленно совершил опасный манёвр, приведший к роковому для нашей лодки контакту. Образовалась пробоина, куда хлынула океанская вода, и К-129 быстро потеряла управляемость. А вот «Меч-рыба» смогла дотянуть до ремонтной базы...

Как бы там ни было, но «Хэлибат» обнаружила нашу лодку, затонувшую вместе с экипажем, тремя баллистическими ракетами и двумя ядерными торпедами на борту. Естественно, что советская сторона знать о секретном рейсе «Хэлибат» тогда не могла.

Военно-морская разведка США, в чьём ведении находилась лодка-шпион, предлагала снять с советской подлодки всё самое ценное: ядерное оружие, аппаратуру связи, шифровальные приборы, систему навигации и т. д. Для этого могли быть задействованы сверхмалые подводные лодки, координируемые операторами «Хэлибат», а также телеуправляемые глубоководные аппараты.

Но, в конечном итоге, игру взяло в свои руки ЦРУ, настояв на том, чтобы поднять лодку целиком, построив для этого специальное гигантское судно, собственность мистера Говарда Хьюза.

Американский мультимиллионер вовсе не случайный персонаж в этой истории. Хьюз был давним другом и партнёром ЦРУ, не раз оказывал этому ведомству важные услуги. Вдобавок, в его империи имелись судоверфи, инфраструктура которых базировалась на факторе секретности. Вот так и появился на свет проект «Дженифер».

Три года ушло только на проектирование судна, а его строительство началось в апреле 1971 года. Это был однопалубный гигант длиной почти 190 м с двумя гребными винтами. Около трети судна занимала «центральная прорезь»сднищевыми раздвигавшимися щитами, так называемый «лунный бассейн», куда предполагалось поместить поднятую со дна советскую подлодку. Имелось также сверхмощное подъёмное устройство с лапами-захватами, способное поднять со дна объект массой свыше 4 тысяч тонн.

По ходу строительства, которое обошлось в 350 млн долларов, соблюдались особые меры секретности. Судно изготовлялось по частям на разных верфях Западного и Восточного побережья США, а при окончательной сборке с инженеров взяли подписку о полном молчании.

В ноябре 1972 года судно спустили на воду. Поначалу оно действительно участвовало в экспедициях по разведке полезных ископаемых в океане и, кстати, отменно зарекомендовало себя в этом качестве. Наконец, в ЦРУ решили, что пора заканчивать спектакль и переходить к делу. 4 июля 1974 года «Гломар Эксплорер» прибыл в назначенный район и встал в точности над затонувшим «Гольфом».

Приступить к операции американцы смогли не сразу. В военно-морской разведке Советского Союза всё же нашлись люди, которые обратили внимание на странный интерес «этого чудака Хьюза» к акватории, где произошла катастрофа.

Несколько раз туда направлялись советские корабли-наблюдатели и самолёты-разведчики. Но всё указывало на то, что ведётся подготовка к бурению нефти. Притом, ввиду ограниченности ресурсов наши корабли не могли находиться в этой зоне подолгу.

Лишь дождавшись ухода русских, липовые «геологоразведчики» пустили в ход специальное оборудование. Но не всё складывалось гладко. При отрыве от грунта лодка разломилась на три части, и лишь одну из них сумели удержать, а затем и поднять наверх лапы-захваты. Впрочем, американцы не особенно расстраивались.

Они рассчитывали, что вернутся позже и доделают свою секретную работу до конца. Но далее всё пошло по непредсказуемому сценарию, в духе классического вестерна.

В Лос-Анджелесе некий наводчик сообщил одной из местных банд, что в офисе Хьюза, в его личном сейфе, хранятся документы, за которые можно получить хорошие деньги. Мало того, эту же информацию наводчик передал другим гангстерам.

И вот какое совпадение: две банды пробрались в офис одновременно и принялись выяснять отношения. Но и это ещё не всё. На шум первыми прибыли репортёры, которые, ознакомившись с разбросанными бумагами, поняли, что к ним в руки попал сенсационный материал. Ведь речь шла о сверхсекретной операции «Дженифер»! Не слишком ли много случайностей?!

Такое впечатление, что таинственный наводчик выполнял задание КГБ. Так или иначе, уже назавтра все ведущие западные СМИ заговорили об этом деле. Вскоре весь мир узнал о том, чем в действительности занималось судно «Гломар Эксплорер».

Американская сторона вынуждена была признать, что владела информацией о местоположении затонувшей советской подлодки. Вместе с тем американцы категорически отрицали какую-либо причастность к ЧП своей субмарины «Суордфиш».

По их заверениям, «Меч-рыба» получила повреждения, столкнувшись с айсбергом, а координаты падения «Гольфа» они вычислили на основании данных, зафиксированных гидроакустической системой.



Американский миллиардер Говард Хьюз прославился своими эксцентричными выходками и чудачествами

Большинство российских военно-морских специалистов и сейчас отвергают эту версию. Истинная причина гибели К-129 так и осталась тайной за семью печатями...

После скандальной шумихи в прессе все работы по проекту «Дженифер» были прекращены. Плавучая платформа «Хьюз Гломар Эксплорер» была передана международному консорциуму, где её переоборудовали в буровое судно. В этом качестве оно используется доныне.

Большинство российских военно-морских специалистов и сейчас отвергают эту версию. Истинная причина гибели К-129 так и осталась тайной за семью печатями...

После скандальной шумихи в прессе все работы по проекту «Дженифер» были прекращены. Плавучая платформа «Хьюз Гломар Эксплорер» была передана международному консорциуму, где её переоборудовали в буровое судно. В этом качестве оно используется доныне.

http://www.ufolog.ru/publication/4072/

Комментарии:

  • alex24658alex24658
    Устимов Александр Фролович
    09 фев’ 2015 | 16:36

    интересная публикация...спасибо

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.