МОСКОВСКИЕ КНЯЗЬЯ И ЦАРИ:Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

14 фев’ 2015 | 07:49
alex24658

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)
Годы жизни: ? –1606
Годы правления: 1605-1606



Считался авантюристом, самозванцем, выдававшим себя за царевича Дмитрия Ивановича, чудесно спасшегося сына Ивана IV Грозного.

Претендовал на принадлежность к Рюриковичам.

6-й Русский царь 1 (11 июня)1605 — 17 (27) мая 1606. официально именовавший себя царевич (затем царь) Дмитрий Иванович, в отношениях с иностранными государствами — император Димитрий.

Существует множество версий о происхождении Лжедмитрия. По одной из них он - царевич Дмитрий Иванович, чудесно спасшийся от убийц, подосланных Годуновым. Был якобы спрятан и втайне переправлен в Польшу. Противники этой гипотезы отмечают, что она построена на чистых догадках, потому что в начале XX века были найдены вклады о душе «убиенного царевича Димитрия», сделанные его матерью. И инокиня Марфа, бывшая царица Мария, признав Лжедмитрия сыном, позже столь же быстро отреклась от него — объясняя свои действия тем, что самозванец угрожал ей наказанием. Иногда выдвигается версия, что Григорий Отрепьев был одним из незаконнорожденных сыновей Грозного, отданный на воспитание в семью Отрепьевых.



Окончательного ответа на вопрос о личности первого самозванца пока не существует.

По самой распространенной версии, Лжедмитрий Первый был сыном галицкого дворянина Богдана Отрепьева. Юшка (Юрий) принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы. Родился в Галиче (Костромская волость). Отслужив в одном из московских приказов, в 1600 году Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Считается, что Юрий был на 1 год или 2 старше царевича.

Судя по сохранившимся портретам и описаниям современников, Лжедмитрий был низок ростом, имел круглое и некрасивое лицо, руки разной длины. По характеру был мрачен и задумчив, неловок, но отличался недюжинной физической силой, мог легко согнуть подкову. И он, по словам современников, действительно был похож на царевича Дмитрия.

В 1601 году Лжедмитрий обосновался в московском Чудовом монастыре, вскоре получил чин дьякона и стал келейником архимандрита Успенского собора Пафнутия, состоял при патриархе Иове «для книжного письма». В 1602 году бежал в Польшу, назвался именем сына Ивана IV Грозного - Дмитрием и тайно перешёл в католичество.

В марте 1604 года король Сигизмунд III за помощь в войне со Швецией и участие в антитурецком союзе пообещал Лжедмитрию поддержку. Тот обязался в случае воцарения жениться на дочери воеводы Е.Мнишка Марине, передать ей Новгород, Псков и уплатить Мнишку 1 млн. злотых.

Осенью 1604 года во главе трехтысячного отряда польского «рыцарства» Лжедмитрий вступил в Россию. 21 января 1605 года Лжедмитрий I был разбит под селом Добрыничи Комарицкой волости, но укрепился на юге, в Путивле.

В мае 1605 года умер царь и часть войска во главе с П.Ф.Басмановым встала на сторону самозванца. 1 июня 1605 года в Москве вспыхнуло восстание, которое свергло правительство Годуновых. Федор Годунов (сын Бориса) вместе с матерью были убиты по приказу Лжедмитрия, а его сестру Ксению он сделал наложницей. Но позже по настоятельной просьбе родственников М.Мнишек Ксения была пострижена.

17 июля 1605 года для доказательства «царского» происхождения была проведена инсценировка признания Лжедмитрия матерью Дмитрия, Марией Нагой. Рязанский архиепископ грек Игнатий 21 июля венчал Лжедмитрия на царство в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Желая опереться на провинциальное дворянство, Лжедмитрий конфисковал средства у монастырей, реорганизовал армию, сделал уступки крестьянам и холопам, южные районы России были освобождены от налогов на 10 лет.


Григорий Отрепьев читает царский указ в корчме

Однако он вызвал недовольство москвичей тем, что приказал в Кремле построить большой деревянный дворец с потайными ходами, отменил всеобщий послеобеденный сон, заложил костелы, способствовал расширению иноземных забав: штурмов снежных крепостей, сооружению потешного «гуляй-города» (крепости, разрисованной изображениями чертей и «страшных мук» и получившей прозвище «Ад»). Возмущение горожан довершила свадьба Лжедмитрия с М.Мнишек 8 мая 1606 года, прошедшая по католическому обряду.
Не проявлял фанатизма в религиозных вопросах, он объяснял это тем, что все верят в одного бога, разница только в обрядах. Удивлял окружающих начитанностью и знаниями. Отлично умел обращаться с лошадьми, ездил на медвежью охоту, любил весёлую жизнь и развлечения, женщин.



Во время многодневного празднования свадьбы Лжедмитрия и Марины Мнишек, приехавшие поляки в пьяном угаре врывались в московские дома, грабили прохожих. Это послужило толчком к началу реализации боярского заговора во главе с князем Василием Шуйским. Василий Шуйский не скрывал своих подлинных мыслей, прямо высказавшись заговорщикам, что Дмитрий был «посажен на царство» с одной целью — свалить Годуновых, теперь же пришло время свалить и его самого.

14 мая 1606 года начались столкновения москвичей с поляками. Сначала Шуйский направил народ против поляков якобы спасая царя, а после приказал толпе «идти на злого еретика», нарушающего русские обычаи.


Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879.

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем. Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно. По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать. Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел — в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»), в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881—1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

7 памятных фактов о Лжедмитрии I

1.Лжедмитрий в отражении культуры



Лжедмитрий Первый правил меньше года, но его образ и политическая деятельность нашли отражение в мировой культуре. Лопе де Вега вольно использовал образ Лжедмитрия в пьесе «Великий князь Московский или преследуемый император», Пушкин написал «Бориса Годунова», Мусоргский создал одноименную оперу, гибель самозванца описал Рильке в своем единственном романе «Записки Мальте Лауридса Бригге», Марина Цветаева исследовала в своих стихах тему любви Лжедмитрия и Марины Мнишек.

2.Вилка как орудие политической борьбы



Лжедмитрий Первый оказал влияние не только на политическую историю России, но и на гастрономическую культуру. Такой привычный нам сегодня столовый прибор как вилка был впервые использован во время пиршества в Грановитой палате по случаю празднования брака Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Вилка вошла в обиход только во времена правления Петра I, но в 17-ом веке стала одной из причин бунта Шуйского, так как доказывала «нерусскость» государя.

3.Взяткам – бой!



Лжедмитрий активно боролся с тем, что сегодня называется коррупцией. За мздоимство и взяточничество человека ждало физическое и моральное наказание. Взяточника водили по городу, повесив на шею то, в чем бралась взятка. Это могла быть как мошна денег, так и бусы из соленой рыбы. Конвойную прогулку усугубляли побоями палками. Дворяне и бояре были избавлены от телесных пыток, но платили высокие штрафы.

4.Мать не признала...



Расправа над Лжедмитрием была весьма драматичной. Когда сторонники Шуйского ворвались в палаты, Лжедмитрий попытался сбежать через окно и спуститься по строительным лесам, но сорвался и упал. Несмотря на жестокость и решительность заговорщиков, они не убивали Лжедмитрия до возвращения гонца, который подтвердил отказ Марфы от своего мнимого сына.

5.Легализация шахмат

Такая распространенная сегодня игра как шахматы была разрешена именно при Лжедмитрии I. До этого шахматы признавались церковью «измышлением дьявола» и «бесовскими игрищами», приравнивались к азартным играм и пьянству. Удивительно при этом, что при дворе и в кругу духовенства шахматы не были не под таким строгим запретом, как в народе. Иван Грозный, «отец «Лжедмитрия» в шахматы играть любил и даже умер, по преданию, за шахматной доской.

6.Лжедмитрий. Кто это?



До сих пор остается остается открытым вопрос, кем являлся Лжедмитрий. Существует много мнений на этот счет. Наиболее распространенными признаются две. Лжедмитрий – ставленник поляков и Лжедмитрий - Григорий Отрепьев. Версию Отрепьева поддерживал Карамзин, но отвергал Костомаров, склоняющийся к «польской» версии. Мнение Карамзина обессмертил Пушкин в «Борисе Годунове», версию Костомарова – Алексей Толстой в пьесе «Царь Борис».

7.Лжедмитрий и фольклор



Лжедмитрий и его отождествление с Григорием Отрепьевым нашло отражение и в народном творчестве. «Гришка-Расстрижка» появляется в сказках, балладах и песнях. Образ всегда демонизирован и связан с нечистыми силами. Лжедмитрий предстает чернокнижником, магом, приспешником сатаны.

Источник: 7 памятных фактов о Лжедмитрии I
© Русская Семерка russian7.ru

http://kremlion.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.