Публикации / Политика, экономика, войны, оружие, заговоры, криминал / Защитник туманного Альбиона: Истребитель Супермарин «Спитфайр»

Защитник туманного Альбиона: Истребитель Супермарин «Спитфайр»

23 фев’ 2015 | 08:52
INNA



Супермарин «Спитфайр» — один из наиболее известных истребителей Второй мировой войны, разработанный под руководством Р. Митчелла (после его смерти в 1937 г. работы возглавил Дж. Смит). Развитие проекта началось с «типа 224» — истребителя-моноплана с неубирающимся шасси и двигателем «Госхоук», вышедшего на испытания в феврале 1934 г., но в серию так и не попавшего. В ходе дальнейшей проработки проект эволюционировал в «тип 300» — цельнометаллический самолет с убирающимся шасси, мотором PV.12 (будущим «Мерлином») и тонким, эллиптическим в плане, крылом. Под этот проект была подготовлена спецификация F.37/34, впоследствии трансформировавшаяся в F. 10/35. В последней существенно снижалась требуемая продолжительность полета — т.е., предполагалось получить истребитель-перехватчик с мощным по тем временам вооружением (6-8 7,7-мм пулеметов). К августу 1935 г. проект был готов, и началась постройка прототипа.

Испытания будущего «Спитфайра» начались 6 марта 1936 г. После внесения незначительных изменений по результатам первых полетов, на прототипе удалось достичь скорости 560 км/ч. 3 июня 1936 г. министерство авиации заказало первую партию из 310 истребителей. Машины должны были строиться по откорректированной спецификации F. 16/36, для удовлетворения требований которой пришлось увеличить жесткость крыла. Ввиду незначительных производственных мощностей фирмы «Супермарин» выпуск организовали в тесной кооперации с другими компаниями, поставлявшими узлы и детали. Тем не менее, сроки выдержать не удалось — первый серийный «Спитфайр» вместо октября 1937 г. был выпущен в марте 1938 г. Дальнейшая эволюция конструкции привела к появлению двух больших семейств «Спитфайров» — с моторами «Мерлин» и «Гриффон». Общий объем производства составил примерно 22 000 самолетов (включая 2400 палубных истребителей «Сифайр»).



Боевое использование Супермарин «Спитфайр»

Первыми освоение «Спитфайров» начали 19-я и 66-я АЭ. К началу Второй мировой войны Королевские ВВС получили 306 таких самолетов. Ими успели перевооружить 10 эскадрилий. Но в состав экспедиционных сил во Франции «Спитфайры» не выделили — берегли для ПВО метрополии. Весь период «странной войны» «Спитфайры» лишь изредка вступали в бой. С 13 мая 1940 г. они участвовали в боях над Нидерландами и северной Францией, а затем прикрывали эвакуацию из Дюнкерка.

По-настоящему массово «Спитфайры» пошли в бой во время «битвы за Англию». К её началу (10 июля 1940 г.) Истребительное командование располагало 247 такими самолетами. В общей сложности в битве участвовали 19 эскадрилий «Спитфайров». На их долю пришлось 43 % сбитых самолетов противника, в т.ч. более половины истребителей. Именно «Спитфайрам» пришлось вынести основную тяжесть боев с «мессершмиттами» — «Харрикейн» не мог тягаться на равных с Bf 109Е. «Спитфайр» превосходил Bf 109Е в скорости на малых высотах и в горизонтальной маневренности, но «мессершмитт» имел лучшую скороподъемность и быстрее разгонялся на пикировании.

В 1941 г. и первых месяцах 1942 г. «Спитфайры» базировались исключительно в метрополии. Резкое снижение активности Люфтваффе над Британией позволило Королевским ВВС перейти к наступательным действиям. «Спитфайры» Mk.I, II, а затем и Mk.V привлекались для сопровождения бомбардировщиков и штурмовых ударов по целям в Северной Франции, Бельгии, Нидерландах. Правда, их эффективность в таких операциях ограничивалась недостаточной дальностью полета.

В марте 1942 г. 15 «Спитфайров» Mk.VB отправили на Мальту — они стали первыми самолетами этого типа, попавшими за пределы метрополии. В общей сложности на Мальту было перегнано 367 истребителей, существенно усиливших ПВО этой важнейшей британской базы в Средиземноморье. А с мая 1942 г. «Спитфайры» воевали в Египте и Ливии. К моменту решающего наступления против итало-германских войск в Тунисе в начале 1943 г. здесь действовало 10 эскадрилий «Спитфайров». На завершающей стадии боев в Тунисе появились и «Спитфайры» Mk.VIII, впоследствии участвовавшие в боях на Сицилии и в Южной Италии.

В 1944 г. «Спитфайры» Mk.VIII начали применяться в Бирме. К концу войны здесь действовало около десяти эскадрилий с такими машинам, использовавшимися, главным образом, как истребители-бомбардировщики.

В метрополии с 1943 г. «пятерки» постепенно заменялись «Спитфайрами» Mk.IX. В первую очередь они поступали в эскадрильи ПВО, но по мере приближения высадки в Нормандии упор перенесли на части, выделявшиеся для операций на континенте. Во время операции «Оверлорд» и после неё «девятки» использовались для прикрытия войск, аэродромов, узлов коммуникаций, сопровождения дневных бомбардировщиков. Особо следует отметить применение «Спитфайров» в качестве корректировщиков огня корабельной артиллерии: для этой задачи выделили 2 АЭ «Спитфайров» Mk.VB и 4 флотских эскадрильи на «Сифайрах» Mk.IIl.



Несмотря на то, что по массе боевой нагрузки «Спитфайры» уступали «Тайфунам», они применялись и как истребители-бомбардировщики. Особенно важной задачей стала охота за самолетами-снарядами V-1. В ноябре 1944 г. в бой вступили «Спитфайры» Mk.XVI — их первой задачей стали удары по стартовым площадкам баллистических ракет V-2.

С февраля 1943 г. в строевые части начали поступать «Спитфайр» Mk.XII — первая модификация с «Гриффонами». Такими самолетами вооружили 41-ю и 91-ю АЭ, действовавшие в системе ПВО Англии. Сначала основными целями для новых «Спитфайров» были FW 190А, а в 1944 г. они переключились на охоту за V-1. Самолеты-снаряды были главными целями и для «Спитфайров» Mk.XIV. Первой такие самолеты получила в начале 1944 г. 610-я АЭ, а наибольших успехов добилась 91-я эскадрилья: её пилоты сбили 184 V-1. Эта же часть стала единственной, успевшей опробовать в бою «Спитфайры» Мк.21 — на таких машинах она воевала с апреля 1945 г.

В составе британской морской авиации «Сифайры» эксплуатировались с октября 1942 г. Первой на «Сифайры» Mk.IB перевооружили 801-ю АЭ, базировавшуюся на «Фьюриэсе». Её самолеты в июле 1944 г. обеспечивали удар по линкору «Тирпиц». «Сифайры» Мк.IIС в ноябре 1942 г. участвовали в высадке союзников в Северной Африке. В июле 1943 г. более 100 таких самолетов, базировавшихся на эскортных авианосцах, обеспечивали высадку в районе Салерно (Италия). «Сифайры» Mk.III участвовали в операции «Драгун» (высадке в Южной Франции), налетах на «Тирпиц», но главным ТВД для них стал Дальний Восток. В частности, 807-я АЭ с «Хантера» обеспечивала высадку десанта под Рангуном, а 887-я и 894-я АЭ с «Индефатигейбла» сопровождали бомбардировщики в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте-апреле 1945 г. «Сифайры» дрались над островами Сикисима, в июне — над Труком, в августе появились над самой Японией.

Помимо собственно британских эскадрилий, на «Спитфайрах» в составе Королевских ВВС в Западной Европе и Северной Африке воевало много эскадрилий доминионов: 11 канадских, 10 южноафриканских, 2 австралийских, 1 новозеландская. С июня 1942 г. «Спитфайры» Mk.VC появились в Австралии — три АЭ обеспечивали ПВО объектов на севере континента, а после перевооружения в 1944 г. на Mk.VIII воевали на Новой Гвинее. С января 1945 г. на «Спитфайрах» Mk.VC воевали индийские авиачасти в Бирме.



В составе Королевских ВВС воевали 18 эскадрилий «Спитфайров», укомплектованных личным составом оккупированных нацистами стран: 7 польских, 3 чехословацких, по 2 — норвежских, бельгийских, греческих, по 1 — голландской и югославской. Эксплуатировались «Спитфайры» и ВВС Свободной Франции. А летом 1944 г. 53 «Спитфайра» Mk.V получили ВВС Италии, сражавшиеся на стороне союзников. Машины были далеко не новыми, и в летное состояние удалось привести лишь 33 из них, поступивших в 20-ю группу и затем применявшихся в боях в Северной Италии и на Балканах. В конце 1942-1943 гг. в Северной Африке на «Спитфайрах» воевала американская 4-я ИАГ, а в июне 1944 г. на таких же самолетах над Нормандией действовала флотская корректировочная эскадрилья VCS-7.

Значительное количество «Спитфайров» поступило в СССР. В частности, с начала 1943 г. было поставлено 143 самолета Mk.VB. В конце апреля на Кубани вступил в бой первый полк, вооруженный этими самолетами — 57-й гв. ИАП, а с августа на Миусе воевал 821-й ИАП. Поступили такие машины также в 16-й ИАП ПВО, прикрывавший Москву, и в 7-й ИАП ВВС Черноморского флота. С февраля 1944 г. начались поставки Mk.IX (в общей сложности 1185 единиц, из них 1183 LF Mk.IX и 2 HF Mk.IX). Все они поступили в полки ПВО, прикрывавшие Москву, Ленинград, Мурманск и некоторые другие важные центры.

В послевоенное время «Спитфайры» эксплуатировались в Королевских ВВС до 1954 г. В 1948-1950 гг. они участвовали в кампании в Малайе. Флотские «Сифайры» в июле-сентябре 1950 г. воевали в Корее.

Множество «Спитфайров» после окончания Второй мировой войны было продано различным странам: Франции, Италии, Бельгии, Нидерландам (в 1948-1949 гг. участвовали в боях в Индонезии), Греции (в 1947-1949 гг. применялись в гражданской войне), Чехословакии, Ирландии, Индии, Бирме, Израилю (куплены у Чехословакии; участвовали в первой арабо-израильской войне), Египту (участвовали в первой арабо-израильской войне), Турции, Португалии, Швеции, Таиланду, Югославии. «Сифайры» поставлялись во Францию (Mk.III и Mk.XV), Австралию (Mk.XVII), Канаду (Mk.XV).



«Спитфайр» стал настоящим символом Королевских ВВС времен Второй мировой войны. Этот самолет оказался чрезвычайно удачным истребителем, обладающим огромными резервами для развития: достаточно сказать, что мощность силовых установок, применяемых на «Спитфайре», за время производства возросла практически вдвое. Удалось создать на его основе и довольно неплохой палубный истребитель — «Сифайр». В воздушных боях «Спитфайр» вполне мог противостоять немецким Bf 109 и итальянским истребителям.

Лётно-технические характеристики Супермарин «Спитфайр» Mk.IA

Двигатель: Роллс-Ройс «Мерлин» III
мощность, л.с.: 1030
Размах крыла, м.: 11,23
Длина самолета, м.: 9,12
Высота самолета, м.: 3,02
Площадь крыла, кв. м.: 2,5
Масса, кг:
пустого самолета: 1953
взлетная: 2692
Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 582/5669
Скороподъемность, м/с.: 11
Практический потолок, м.: 10485
Дальность полета, км.: 680

http://www.airaces.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.