Публикации / Политика, экономика, войны, оружие, заговоры, криминал / «Фантом» против МиГа: противостояние во вьетнамском небе

«Фантом» против МиГа: противостояние во вьетнамском небе

26 мар’ 2015 | 08:18
INNA



Война в небе Вьетнама стала одним из наиболее драматичных и масштабных воздушных столкновений после 1945 года. Началась она как партизанское движение в 1957 году, но с 1964 до 1975 года приобрела черты полномасштабного вооруженного конфликта. С двух противоборствующих сторон в ней принимали участие самолеты различных типов. Но в то же время основное воздушное противоборство разгорелось между двумя типами самолетов. Более того, исход схваток между этими боевыми машинами определил и сам ход войны.

У американских сил основным был самолет-истребитель F-4 «Фантом II». Это тяжелый двухместный двухдвигательный самолет с нормальной взлетной массой более 20 т, который был построен в 1958 году. Изначально он был создан с целью обеспечения противовоздушной обороны авианосных соединений США. К началу 1960-х годов эта воздушная машина успела завоевать несколько мировых скоростных рекордов, и была самым популярным боевым американским самолетом. Среди достоинств «Фантома» необходимо отметить летные характеристики, которые были выдающимися для того времени: истребитель мог развивать скорость порядка 2260 км/ч, подниматься на высоту до 16,5-17,9 км, при этом дальность полета без подвесных баков составляла 2380 км. Кроме того, на самолете была установлена достаточно мощная обзорно-прицельная бортовая радиолокационная станция, всепогодные всеракурсные управляемые ракеты средней дальности AIM-7 «Спэрроу» (4 ракеты), и ракеты малой дальности AIM-9 «Сайдуиндер» класса «воздух-воздух» (4 единицы).

В войну американские военно-воздушные силы вступили с палубными самолетами-истребителями F-4B, а позже в конфликт были вовлечены и палубные модернизированные самолеты F-4J. Также у американских военных были на вооружении и истребители F-4C, которые в ходе войны были дополнены усовершенствованными самолетами F-4D. А в конце войны ВВС Соединенных Штатов получили на вооружение наиболее совершенную версию истребителя — «Фантом» F-4E.

Основным соперником американского «Фантома» в ходе вьетнамской войны стал фронтовой истребитель МиГ-21, который появился в середине 1950-х годов. Разработками его занималось Конструкторское бюро Гуревича и Микояна. Советский самолет был предназначен для ведения действий над линией фронта на незначительном удалении от места базирования, и принадлежал к совершенно другой весовой категории. Его взлетная нормальная масса составляла до 8 т, а предельная дальность полета не превышала 1500 км. В то же время по другим техническим и летным характеристикам МиГ не уступал американской машине. Его максимальная скорость достигала 2175-2300 км/ч при максимальной высоте 18-19 км. Вооружение МиГ-21 также было слабее американского: две, а позже четыре ракеты класса «воздух-воздух» Р-3с средней дальности с инфракрасной системой самонаведения (своего рода аналог американской управляемой ракеты AIM-9 «Сайдуиндер»), и пушка калибра 23 или 30 мм.

Таким образом, вполне очевидно, что эти два боевых самолета совершенно разные, и создавались они для решения совершенно разных задач.

На первом этапе войны американская авиация наносила с воздуха массированные удары. В тот период на «Фантомы» было возложено большое количество различных задач: они не только охраняли как истребители бомбардировщики, но и наносили непосредственные удары по вражеским позициям. Морские самолеты F-4B в основном использовались для оказания эскорта палубных штурмовиков — «Скайхоков» и «Скайрейдеров», а также для охраны американской системы ПВО от возможных ударов китайской и вьетнамской авиации.

До прихода советских военных именно американские истребители, бесспорно, владели воздушным пространством Вьетнама. Военно-воздушные силы Вьетнама были подготовлены и вооружены гораздо хуже. На вооружении у них имелись китайские копии советских МиГ-17 (25 дозвуковых истребителей), несколько советских МиГ-15 и бомбардировщики Ил-28, поэтому говорить о каком-либо серьезном воздушном противостоянии не приходилось. В то же время благодаря советским и китайским специалистам вьетнамские летчики сумели получить уникальную тактику ведения боя в воздухе.

Так, МиГ-17 шли на сверхмалой высоте и были недоступны для обнаружения системой противовоздушной обороны американцев. Когда появлялся противник, они, благодаря своей маневренности и легкости, просто выныривали из-под американских истребителей и расстреливали их. И даже при условии значительного численного превосходства американских боевых машин подобная тактика приносила неплохие результаты, так как американская авиация начала нести существенные потери.



Первая встреча в воздухе американских «Фантомов» и вьетнамских МиГ-17 состоялась 2 апреля 1965 года, но столкновение оказалось безрезультатным. Первый настоящий бой между противниками состоялся через неделю. По версии американцев, их истребитель был атакован четырьмя вьетнамскими МиГами. Один МиГ был сбит ракетой, но другой вьетнамский самолет сбил американскую машину, в результате чего экипаж ВВС США погиб. Согласно версии Вьетнама, восемь американских F-4B вторглись в воздушнее пространство над территориальными водами КНР. Вполне возможно предположить, что американцы намеренно провоцировали китайскую сторону начать решительные действия, чтобы «поставить их на место» и заставить быть более осторожными в своей поддержке Вьетнама. Но, несмотря на то, что американцам удалось повредить один из МиГов, другой «Фантом» ошибочно выпустил ракету по F-4B, отправив его на дно залива.

Подобные воздушные бои происходили довольно часто. 12 мая был сбит один Миг-17, 4 июня атаке подверглись три «Фантома», 17 июня 4 МиГа сбили два F-4B, а F-4B, стартовавший с палубы авианосца «Мидуэй», сбил МиГ-17, 10 июля F-4C сбил два МиГ-17.

Те американские воздушные машины, которые применялись для сопровождения, загружались бомбами. В то же время вьетнамские самолеты предпочитали держаться на малой высоте, где они были незаметны для американских бортовых РЛС. При внезапной атаке «Фантомов» вьетнамские летчики заставляли их скидывать бомбовый груз, а затем расстреливали на короткой дистанции из пушек. Зачастую американские истребители не успевали вступить в противостояние с МиГами, ввиду того, что находились на значительно большей высоте. Все это заставило американских летчиков изменить тактику: они снизили группы прикрытия до малых высот, где без проблем обнаруживали истребители противника, и благодаря более высокой скорости, настигали его и поражали ракетами. Иногда преимущество переходило к вьетнамским летчикам, которые на большой скорости сближались с противником на расстояние менее 1 км, где американские «Фантомы» со своим ракетным вооружением были беспомощны.

В скором времени американцы вновь усовершенствовали тактику: несколько их истребителей принимали ближний бой, а другие быстро набирали высоту и атаковали МиГи ракетами. Вьетнамцы в подобных боях потеряли 6 истребителей, и вынуждены были перейти к ранее проверенной тактике одноразовых атак из засады.

Подобные воздушные противостояния в дальнейшем стали вполне обычным явлением. Но до тех пор, пока не появились МиГ-21 и не началось массовое использование ракетных зенитных комплексов С-75, американские истребители чувствовали себя в небе Вьетнама достаточно свободно, не воспринимая МиГ-17 в качестве серьезных соперников.

МиГ-17 в значительной степени уступал американским «Фантомам» в маневренности и скорости, поэтому активный бой мог вести только очень короткое время. В связи с этим советское руководство приняло решение о переброске во Вьетнам сверхзвуковых МиГ-21 в версиях 21ПФ-В и 21Ф-13. Эти истребители были способны воевать при любых погодных условиях, были оснащены ракетами Р-3С и радиолокационным прицелом. Таким образом, с февраля 1966 года основными противниками американских «Фантомов» стали МиГ-21.

Американское командование по-прежнему возлагало большие надежды на истребители F-4, будучи уверенным в том, что совершенная бортовая радиолокационная станция, мощное вооружение, а также высокие разгонные и скоростные характеристики вместе с новыми тактическими приемами смогут обеспечить превосходство над противником. Однако в ходе столкновений с более легкими истребителями противника американские военно-воздушные силы терпели поражение за поражением. Только за май-декабрь 1966 года в ходе воздушных боев американская авиация потеряла 47 самолетов, уничтожив всего 12 боевых машин противника. Сказывалась большая нагрузка на крыло и значительно меньшие угловые скорости разворота «Фантомов», ограничения по допустимым углам атаки, эксплуатационной перегрузке и худшая управляемость американского истребителя. Кроме того, среди недостатков «Фантома» были неудовлетворительные штопорные характеристики. Существовал значительный риск попасть в плоский штопор, из которого летчик средней квалификации практически не мог выйти. Только до 1971 года из-за этой особенности американские ВВС потеряли около 80 самолетов.

Также и американская бортовая РЛС, с одной стороны, имела большую дальность обнаружения и захвата, но с другой — обладала низкой защищенностью от помех. В кабине было слишком много приборов и переключателей. Среди достоинств американского истребителя необходимо отметить хорошие разгонные характеристики (до скорости 600-1100 км/ч он разгонялся за 20 секунд, в то время как МиГ-21ПФ — за 27 секунд), лучший обзор из кабины, высокая скороподъемность, наличие второго члена экипажа, отслеживавшего обстановку и вовремя предупреждавшего об опасности.

Были свои недостатки и у МиГ-21. Он обладал достаточно малой дальностью радиолокационного прицела (10-12 км), ему требовалось больше времени на полный цикл обзора бортовой РЛС, из кабины был недостаточный обзор, а отметка цели на индикаторе в кабине плохо воспринималась. Чтобы переключить режим вооружения, летчику требовалось снимать с рычагов управления самолетом одну руку. Двигатель при определенных режимах работы очень сильно дымил, что позволяло противнику без особых усилий обнаружить его на расстоянии до 30 км.

Первый бой между F-4 и МиГ-21 состоялся в конце апреля 1966 года, но он был безрезультатным. А уже через три дня американский истребитель сбил МиГ.

Как правило, МиГ-21 проводили атаки на сверхзвуковой скорости, выполняя пуск ракет и быстро удаляясь. Подобная тактика требовала высокой квалификации офицеров наземного наведения и летчиков, и американцы не могли противостоять ей. Кроме того, практиковались и совместные действия МиГ-17 и МиГ-21.

Необходимо отметить, что после появления новых МиГов американское командование начало довольно широко привлекать «Фантомы» к сопровождению ударных самолетов, и отказаться от оснащения самолетов эскорта бомбовым вооружением.

В 1967 году американским военным удалось несколько повысить тактическую и пилотажную подготовку летчиков. В состав боевых эскадрилий ВВС начали поступать модернизированные самолеты F-4D. Благодаря качественному усилению истребительной авиации США вьетнамским летчикам удалось сбить всего 15 американских самолетов. Но со временем вьетнамская авиация вновь увеличила свою эффективность, и в первой половине 1968 году она уничтожила уже 25 боевых машин противника.

В общей сложности, за период с апреля 1965 до ноября 1968 года было сбито 27 самолетов F-4 «Фантом» и 20 МиГ-21.

В мае 1968 года между противостоящими сторонами начались переговоры, результатом которых стало прекращение бомбардировок. Эта пауза дала возможность обеим сторонам качественно усилить свои истребительные группировки. На вооружение американской авиации начали поступать F-4E, которые имели улучшение маневренные характеристики, новую бортовую радиолокационную станцию и встроенное пушечное вооружение. Авианосцы США также получили модернизированные палубные истребители F-4J. В то же время, Советский Союз передал вьетнамским ВВС истребители МиГ-21ПМФ, оснащенные подвесным пушечным контейнером ГП-9, а немного позже — и самолеты МиГ-21МФЛ и МиГ-212ШФ с встроенной пушкой ГШ-23. Помимо этого, вьетнамская авиация пополнилась и за счет китайских союзников, которые предоставили Вьетнаму 44 истребителя-копии МиГ-19.

Американцы, которые ранее убедились в невозможности добиться превосходства над соперником в короткие сроки, основные свои усилия сосредоточили на повышении квалификации своих летчиков. Были организованы специальные курсы, в ходе которых отрабатывались воздушные бои с эскадрильями истребителей «Нортроп» F-5, имитировавшими МиГ-21. А уже в июне 1971 года Соединенные Штаты возобновили налеты на Вьетнам.

Весной 1972 года вьетнамские войска начали массированное и довольно успешное наступление на юге, что заставило американцев усилить бомбардировки на севере для оказания влияния на парижские переговоры. Состав авиации США был увеличен до тысячи боевых самолетов, после чего проведена широкомасштабная воздушная операция «Фридом Трэйн». Результатом ее стало нанесение более 40 мощных, хорошо спланированных бомбовых ударов. В то же время столкновения между МиГами и «Фантомами» практически прекратились.

Летом того же года интенсивность боев пошла на спад, и воздушные бои приобрели эпизодический характер.

Таким образом, итогом воздушного наступления, которое было предпринято американскими ВВС весной-летом 1972 года, стало значительное сокращение боевых машин с обеих сторон. У американской стороны осталось всего 360 тактических истребителей ВВС и 96 истребителей ВМС, а у вьетнамских войск — только 187 истребителей МиГ различных модификаций, причем в рабочем состоянии находилась всего 71 машина.

В декабре 1972 года американцы предприняли попытку провести последнюю широкомасштабную воздушную операцию «Лайнбэкер-2», чтобы склонить ход переговоров в Париже на свою сторону. В ходе операции планировалось нанести массированные удары по военным объектам Вьетнама и разрушить инфраструктуру. Но операция провалилась. Почти за две недели операции было уничтожено 7 американских истребителей, в том числе, 4 «Фантома», и всего 3 МиГ-21.

В общей сложности, за 1972 год между противниками состоялось около 200 воздушных боев, в результате которых было сбито 54 вьетнамских истребителя, среди которых 36 — МиГ-21, а 90 американских самолетов, из которых 74 — «Фантомы».

В конце января 1973 года Соединенные Штаты Америки объявили о выводе своих войск с территории Вьетнама, признав фактически свое поражение в войне.

Необходимо отметить, что соперничество американских «Фантомов» и МиГ-21 в небе Вьетнама завершилось поражением американского истребителя. За весь период войны американские летчики сумели сбить всего 54 самолета МиГ-21, а «двадцать первым» за то же время — удалось уничтожить более 100 «Фантомов». Более того, потеря американской машины, как правило, сопровождалась гибелью членов экипажа, а сам истребитель обходился американскому народу в значительную сумму, что в несколько раз превышала стоимость МиГа.

Вьетнамская война оказала большое влияние на военное авиастроение не только в Советском Союзе, но и в Соединенных Штатах Америки. Американцы довольно остро отреагировали на поражение своего истребителя, и принялись за создание высокоманевренного истребителя четвертого поколения F-15 «Игл» и F-16 «Фридом Файтер», которые должны были превзойти МиГи в маневренном бою. В то же время самолет F-4 повлиял на умы советских, а позже и российских авиатеоретиков, что нашло свое выражение в усовершенствовании истребителей третьего поколения.

Да и вообще опыт вьетнамской войны пошел на пользу СССР. Все оборонные предприятия и конструкторские бюро были загружены работой.

По признанию вьетнамских, советских и даже американских летчиков, МиГ-21 стал лучшим самолетом в период войны во Вьетнаме. Некоторые эксперты даже уверены в том, что если бы на вооружении вьетнамской авиации МиГ-21 не появились, то американцы эту войну, вполне очевидно, выиграли бы.

После завершения вьетнамской войны истребители «Фантом» и МиГ-21 еще не раз сходились в воздушном бою. Это происходило и над Суэцким каналом, и над Синаем, над Сирией и дельтой Нила, в Ливане, а также в период ирано-иракского конфликта.

Сам МиГ-21 стал основой для почти двух десятков модификаций. Позже он применялся в многочисленных конфликтах по всему миру и стал одним из наиболее массовых. Только на вооружении советской армии находилось 14 тысяч боевых воздушных машин.

МиГ-21 был принят на вооружение в 49 странах мира и занял достойное место в истории современной авиации.

Использованы материалы:

http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201412290841-ghti.htm
http://aviastory.com.ua/ru/avyacyja-v-voennh-dejstvyjah/37/832-litak-mig-21-proty-f-4-qfantomq-u-vjetnamskij-vijni
http://alternathistory.org.ua/migi-protiv-fantomov

Автор Валерий Бовал

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.