Бесславная гибель "Тирпица"

13 мая’ 2015 | 07:24
INNA



Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.

История

В июне 1936 года на верфях Гамбурга и Вильгельмсхафена заложили "Бисмарк” и "Тирпиц” — крупнейшие боевые корабли из когдалибо строившихся в Германии. Хотя официально было заявлено, что водоизмещение новых линкоров составляло 35 тыс.т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

Конструктивно "Бисмарк” во многом повторял "Шарнхорст”, принципиально отличаясь прежде всего артиллерией главного калибра. 380мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Правда, за счет снижения максимального угла возвышения до 30° дальность стрельбы по сравнению с 11дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. Впрочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанциях тогда казалось невозможным.

Бронирование отличалось от "Шарнхорста” в основном увеличением высоты главного пояса и утолщением верхнего пояса до 145 мм. Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, остались прежними. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). Относительный вес брони несколько уменьшился (до 40% от водоизмещения), но это нельзя назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Но даже такие гиганты, как "Бисмарк” и "Тирпиц”, не смогли удовлетворить растущим амбициям фюрера.

Дело в том, что зимой 1938 - 39 годов Редер представил Гитлеру два плана строительства флота: согласно первому строить надлежало подводные лодки и броненосцы, чьи действия должны будут поставить на колени торговлю противника; согласно второму варианту создавался не очень значительный, но обладающий исключительно большой ударной силой флот, который мог и уничтожать торговлю врага и силы его военного флота.

Гитлер утвердил второй вариант плана, заявив, что до 1946 года флот для достижения его политических целей не понадобится.



Согласно утвержденного плана идея Редера ударами по торговле заставить флот противника рассредоточиться, а затем уничтожить его части превосходящими силами стала обретать черты теоретической разработки. Концептуально эта идея повторяет планы Флота открытого моря накануне и в годы Первой мировой войны. Тогда она себя не оправдала.

Вернемся, однако, к проектированию и строительству тяжелых артиллерийских кораблей, призванных выполнить принятый план "Z”.

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним:

стандартное водоизмещение более 50.000 тонн
вооружение: 8 406мм. орудий в четырех башнях, 16 150мм.орудий в спаренных башнях, 105мм. орудия в новых «зенитных» башнях (специальные закрытые установки), 37мм. зенитные автоматы, включая две «специальные зенитные», 4 гидросамолета, 6 533мм. торпедных труб
скорость 30 узлов
дальность плавания 16.000 миль на 19узловой скорости
защита: Броневая цитадель, выдерживающая попадание 406мм. снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих размеров и появляющегося боевого опыта проект "Н” прошел пять различных стадий. В рамках нашего исследования мы коснемся только первой стадии – проекта Н39.
18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора ("Н” и "М”) должны были заложить на верфи "Бломм унд Фосс” в Гамбурге, два ("J” и "N”) – на верфи концерна "Дечимаг” в Бремене, один ("L”) – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний ("К”) – на верфи "Дойче веерке” в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора "Н”, затем 1 сентября – "J” и 15 сентября – "К”, но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте.

Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

Вернемся непосредственно к линкорам типа "Н”.

На начальном этапе проектные работы осложнились меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406мм. орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380 и 283мм. орудия для кораблей типов "Бисмарк” и "Шарнхорст”. После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380мм. орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта "Н” на калибре 406мм., который и оставили на переделанном проекте 1940 года.



Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект "Н” имел большее водоизмещение чем "Бисмарк” и "Тирпиц”, германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военноморского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами "Бисмарк” и "Шарнхорст” отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетнопосадочных операций. Изза невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе "Бисмарк”. Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней "С”. Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150мм. орудий.

Весной 1939 года проект приобрел характеристики, представленные в таблице. Требования по ширине и осадке заставили ограничить полное водоизмещение 63.596 т.

Проектные характеристики линкора – весна 1939 года:
Водоизмещение полное 65.592 тонн
Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке 37,00 м.
Осадка при полной нагрузке 11,02 м.
Вооружение: 8 орудий 406 мм. /50кал. (4 2орудийных башни), 12 орудий 150 мм. /55кал. (6 2орудийных башен), 16 орудий 105 мм. /65кал. (8 спаренных спец. "зенитные” полностью закрытые установки), 16 орудий 37мм. /83кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами), 32 зенитных 20мм. Автомата, 6 533мм. подводных торпедных аппарата, 4 гидросамолета "Arado196”.
Скорость 34 узла
Мощность на валах в нормальном режиме 147.950 влс
Запас топлива 9.839 тонн
Дальность плавания 16.000 миль на 19 узлах
Защита: 150 мм. – верхний пояс, 300 мм. – главный (нижний) пояс, 100 мм. – нижняя броневая палуба, 50 мм. – верхняя палуба.

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и Гитлер стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана

”Специальная группа новых конструкций” из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы "Блом унд Фосс” в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора "Н”.

Помимо линкоров в предвоенные годы в Германии планировались к постройке и линейные крейсера. Наиболее проработанным был проект типа "О”.

Тактикотехнические характеристики линейного крейсера типа "О”:
Полное водоизмещение: 35700 тонн
Размерения: 248,15хЗ0х8,8 м.
Вооружение: 6 орудий 380/52, 6 орудий 150/48, 8 орудий 105/65, 8 орудий 37/83; 8 – 20 20мм автоматов, 12 533мм палубных ТА, 4 гидросамолета «Арадо196», 1 катапульта.
Бронирование, мм: верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60); верхняя палуба 30, нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80(скосы); башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50, барбеты ГК 180 (корм. часть барбета "С” 80), башни СК (везде) 14; боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30, колодец связи 80 мм.
Механизмы: 4 тонкотрубных котла высокого давления системы "Вагнер” (рабочее давление 55 атм., температура пара 460, 1 ТЗА системы "Браун Бовери” (одноступенчатый редуктор), 8 главных 24цилиндровых 2тактных дизелей MAN; мощность на валах 175136 л.с.,
Максимальная скорость 33,5 узла; дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

Линейные крейсера типа "О” имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. Повидимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера "О”, "Р” и "Q” совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием "Ohne Panzer Quatsch” – "безбронный нонсенс”. В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.



Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип "О”, морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа "О” были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

Вспыхнувшая война перечеркнула планы нацистов. Программы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сентябре 1939го Гитлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам лишь 11дюймовые "Шарнхорст” и "Гнейзенау” ("карманные линкоры” не в счет).

Таким образом, единственными полноценными линкорами в составе германских ВМС были два корабля типа "Бисмарк”. Следует отметить, что в морской исторической литературе "Бисмарк” и "Тирпиц” нередко именуют чуть ли самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько. Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В третьих, рейтинг "Бисмарка” сильно повысила, в общемто, случайная гибель "Худа”. Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и "Ришелье”, и "Литторио”, и "Саут Дакоте”, не говоря уже о "Ямато”. Слабыми местами "немцев” были капризная энергетика "неуниверсальность” 150мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. Что же касается "Шарнхорста”, то он обычно подвергается критике, что опять - таки не совсем справедливо. Хотя он и обладал теми же недостатками, что и "Бисмарк” (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но, благодаря меньшим размерам, в соответствии с критерием "стоимость эффективность” он заслуживает неплохой оценки. К тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после "Дюнкерка”) осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных "братьев по классу”. А если бы "Шарнхорст” удалось перевооружить шестью 380мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский "Рипалс” почти по всем параметрам.

А теперь, на наш взгляд, необходимо определить, какими кораблями были немецкие тяжелые артиллерийские корабли. Совершенно четко прослеживается связь между проектами типов "Дойчланд” и "Гнейзенау”, которые были истребителями торговли, хотя и со специфическими чертами. "Шарнхорст” и "Гнейзенау” своими действиями доказали, что они являются рейдерами, непригодными к артиллерийскому бою с линейными кораблями противника. Хотя, можно сделать оговорки на счет тяжелых артиллерийских кораблей противников – с "Дюнкерком” немецкие линейные крейсера еще могли потягаться на равных.

Но, если "Гнейзенау” можно с большой долей уверенности назвать рейдером, то есть всетаки больше крейсером, чем линкором, с парой типа "Бисмарк” дело обстоит сложнее. Концепцию крейсерской войны никто не отменял, план, принятый Гитлером в начале 1939 года так же подразумевал помимо решительного боя с силами флота противника действия на коммуникациях. А если вспомнить, что ядро флота должно быть мощным, но небольшим, то становиться ясно, даже не глядя на ТТХ и историю боевого применения "Бисмарка” и "Тирпица”, кем были эти два последних линкора Третьего Рейха. У немцев в период между мировыми войнами линкоры превратились в очень большие крейсера, в рейдеры, в истребители торговли, способные вести бой на равных с любым противником.



Поэтому, возвращаясь к началу этого параграфа, нам кажется вполне уместным использование другого заглавия: «Постепенная эволюция немецкого рейдера», без уточнения классности этого корабля, потому как все они, единые по духу, различны по классификации – от тяжелого крейсера, до линейного корабля, включая класс линейных крейсеров (с определенной долей условности).

Линейный корабль «Тирпиц» — это второй линкор, который входил в состав военно-морских сил Третьего рейха. Это линкор типа «Бисмарк». Данный линкор не практически не принимал участия в боевых действиях, но его присутствие значительно угрожало конвоям в Норвегии для СССР да и ко всему он держал в железном кулаке достаточное количество сил флота Англии. Ленейный корабль «Тирпиц» длительное время пытались уничтожить, но успех пришел лишь в ноябре 1944 года, когда его атаковали сверхтяжелыми бомбами класса «Tallboy» с воздуха.

Линкор «Тирпиц» спустили на воду в апреле 1939 года. Назван он был в честь основоположника современного флота Германии — адмирала Альфреда фон Тирпица. Изначально «Тирпиц» планировалось использовать в качестве рейдера, который должен бы был нападать торговые суда и караваны противников на Севере Атлантического океана. Но, исходя из судьбы корабля «Бисмарк», Гитлеру пришлось разочароваться в возможностях флота над водой и потому корабль «Тирпиц» применялся достаточно редко.

В начале (январе) 1942 года корабль «Тирпиц» компандование отправило в воды Норвегии для ведения «охоты» на северные конвои в Россию и для проведения противодействия операции, организованной при использовании коммандос Британии на острове Вогсёй. В том же месте корабль Тирпиц и отсаивался практическу всю ВОВ. Но, как известно, простое присутствие корабля «Тирпиц» сковывало железной цепью большие морские силы флота Великобритании. Иными словами — флот Великой Британии учитывал возможную угрозу со стороны линкора и постоянно проводил операции по уничтожению данного линкора. Таких операций было проведено аж 14, а сам линкор «Тирпиц» провел всего лишь три наступательные операции. В итоге этих операций военный корабль «Тирпиц» был потоплен силами британского флота 12 ноября 1944 года в Тромсё при авианалете, в котором было использовано сверхтяжелые бомбы «Толлбой», весом в 5 тонн.

Когда война окончилась, обломки с корабля прямо на месте разломала и распродала компания из Норвегии. Практически весь корабль разрезали на части и вывезли. На месте затопления осталась лишь значительная часть носовой части корабля «Тирпиц».

Гибель

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».

Поврежден, но все еще опасен

«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.

Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица». По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт. Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.



Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.

Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.

В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу...

Упреждающие налеты

1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР. Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе. При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.

Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.

В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.

На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.

В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).

Курс на Архангельск

План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.

Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.

В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.

11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».

Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II. И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек. Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон. В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.

12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции. Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки. Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.

Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.

Операция «Параван»

Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку. Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет. Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.

Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.

Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.

15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.

В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица». Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.

В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.

Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.

Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.

Последний удар

Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.

27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.

Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?

12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.

В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.





http://dokwar.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.