Публикации / Политика, экономика, войны, оружие, заговоры, криминал / Загадки экспедиции на «Графе Цеппелине»

Загадки экспедиции на «Графе Цеппелине»

21 мая’ 2015 | 07:32
INNA



30-е годы двадцатого столетия. В Европе, в лице нацистской Германии, появляется реальная военно-экономическая сила, способная изменить геополитический расклад не только в самой старой Европе, но и во всем мире. Единственная страна, которая могла помешать имперским планам Гитлера, был Советский Союз.

Германия и Советский Союз, понимая в начале 30-х, что от них зависит сохранение, хоть и хрупкого, но мира, старались поддерживать отношения, базирующиеся на взаимовыгодном сотрудничестве. Это сотрудничество, в основном, касалось областей науки, промышленности и техники.

Особые отношения поддерживались в военной области. В рамках его, немецкими воздухоплавателями было предложено своим российским коллегам участвовать в воздушной арктической экспедиции. В июне 1931 года огромный немецкий дирижабль под названием «Граф Цеппелин» прибыл в Ленинград (сегодня – город Санкт-Петербург). Россия встретила многочисленный отряд с огромной радостью – были и оркестры, и праздничные приветствия, и восхищение уровнем немецкой техники. Путь экспедиции планировалось проложить от Ленинграда: сначала над Баренцевым морем в направлении Земли Франца-Иосифа, и далее к Северной Земле. Следующей точкой посещения были остров Таймыр и Новая Земля. Разрешение полета над российской территорией было получено в кратчайшее время.

В то время эта арктическая территория Советского Союза была совершенно безлюдной, а полеты авиации и судоходство, требовавшие большого мужества в сложнейшем арктическом климате, считались очень опасным. Советские спецслужбы были уверены, что немцы не смогут узнать никаких секретов, а географические карты этого региона существовали и до экспедиции на «Графе Цеппелине».

Немцы предложили участие в исследованиях арктических территорий и советским специалистам в лице профессора Р.Л. Самойловича (он участвовал в 1928 году в полярной экспедиции на ледоколе «Красин»), профессора П.А. Молчанова (специалиста по аэрологии), инженера Ф.Ф. Ассберга и радиста Э.Т. Кренкеля.

В Ленинграде немецкий дирижабль немного модифицировали, подготовив его к полету в арктических условиях. Дно гондолы сделали водонепроницаемым и установили дополнительные поплавки, сделав возможным посадку на воду в экстренном случае. На дирижабле разместили дополнительную видео- и фотоаппаратуру, а также радионавигационное оборудование.

В бухте Тихой (Земля Франца-Иосифа) исследователей ожидал ледокол «Малыгин» для обмена почтой. Профессор Самойлов, в последствие, писал, что за пять суток полета на дирижабле удалось собрать такое количество сведений и осуществить множество научных исследований, на что в обычных условиях ушло бы несколько лет. Немцы очень скрупулезно вели аэрофотосъемку побережья, вели метрологические и аэрологические наблюдения, замеряли геомагнитные аномалии. Все эти данные были бесценны для навигации. На карте отмечались новые, доселе неизвестные острова. О результатах этой экспедиции в Советском Союзе не говорили, а вот немцы опубликовали много сведений о советских арктических территориях.

Сегодня точно известно, что экспедиция на «Графе Цеппелине» была организована немецким Генеральным штабом и в состав экспедиции входили высокопрофессиональные военные специалисты и разведчики, перед которыми стояла задача получения максимальных сведений о советских арктических территориях. Адмирал Карл Дениц в 1939 году признал, что материалы этой экспедиции очень помогли при разработке планов будущих военных операций на северных российских коммуникациях. Надо отметить, что советские разведчики знали обо всех планах Генерального штаба вермахта, включая и военно-морских операциях на арктической территории СССР. Оказалось, что помешать немцам реализовать задуманное не представлялось возможным, и за этот провал советских спецслужб ответил профессор Самойлович: он был репрессирован как «враг народа» и немецкий шпион.

Адмирал Дениц пользовался полным доверием Гитлера: недаром в 1945 году, именно его, Гитлер назвал своим преемником перед самой своей гибелью. Но Дениц был не только верным соратником фашистского лидера, но и талантливым военачальником. Он разработал смелую и оригинальную доктрину действий немецкого подводного флота в северных акваториях.

Адмирал Дениц считался фанатом именно подводного флота. В 1935 году Германия имела на вооружении только одиннадцать малых подводных лодок и сторонники немецкого надводного флота с презрением относились к доктрине развития подводного флота, разработанной Деницем. Но адмирал был очень упорным человеком, он сумел так доложить о своих разработках Гитлеру, что получил от него полное одобрение и огромные деньги на их реализацию. Уже к началу военных действий Германия на вооружении имела 57 современных субмарин. А в течение всей Второй мировой войны немцами были построены еще 1153, прекрасно оснащенных, подводных лодок. Именно они потопили около двухсот боевых кораблей и три тысячи судов союзников СССР. Кроме того, по требованию Деница, также были построены специальные подлодки, способные плавать в условиях Арктики и особенно вблизи советского северного побережья.

Конечно, эти субмарины нуждались в специальных и хорошо оборудованных базах, где подлодки могли проходить технический осмотр и ремонт, экипаж мог отдохнуть и пополнить свой боезапас. Также требовалось обеспечить эти базы устойчивой связью с немецким командованием. Даже для непосвященного в тонкостях действий подводного флота было понятно, что при планируемом радиусе действий немецких субмарин около побережья Арктики (это около восьми тысяч миль!) лодки не могли находиться в плавании длительное время, не заходя на базы. Опираясь на результаты «научной» экспедиции, осуществленной немецкими военными специалистами на «Графе Цеппелине», Дениц предложил создать на советских северных территориях несколько секретных баз для обслуживания подлодок. Он выбрал несколько безлюдных мест в устьях советских северных рек. Дениц прекрасно был осведомлен о том, что арктическая советская граница практически не охранялась – да и от кого нужно было тогда охранять бескрайние просторы, покрытые льдом?

Идеи Деница продемонстрировали свою актуальность тогда, когда союзники направили свои конвои в Мурманск. Перед подводным флотом Германии была поставлена задача перекрытие артерии, по которой СССР снабжался союзниками продовольствием, вооружением и стратегическим материалами. Конвои нещадно подвергались атакам немецкой авиации, за ними охотился надводный флот вермахта, а также нападали подводные лодки, базирующиеся на секретных арктических базах. Советские морские охотники не раз были свидетелями того, что подводные лодки неожиданно исчезали в северных морях, и никто не мог понять – куда?



Отцы немецкого подводного флота адмиралы Редер и Дениц были уверены, что их секретные базы никогда не будут обнаружены советскими моряками и авиацией, тем более от разведчиков союзников базы надежно прикрывал Абвер.

По имеющимся в открытой печати данным, строительство и оборудование секретных баз на территории, покрытой льдами и в вечной мерзлоте, вели подразделения Тодта. Адмирал Дениц, штаб которого размещался в Париже, лично контролировал работы в Арктике. Речь шла о нескольких секретных базах, которые могли, в случае необходимости, дублировать друг друга. Материалы, оборудование и рабочие доставлялись на место строительства на подводных лодках. Опыт возведения подобных объектов в условиях льдов немцы имели – во время Первой мировой войны итальянские, немецкие и австрийские войска строили военные сооружения во льдах Альп: там возводились бункеры, ходы-галереи и тоннели.

Обнаружить немецкие секретные базы на своих арктических территориях советским вооруженным силам было очень трудно – Третий рейх умел хранить свои секреты. В таких отдаленных районах, как Арктика, советские самолеты, практически, не появлялись: горючее, во время боевых действий на фронтах, было на вес золота, поэтому полеты над пустынными территориями считали нецелесообразными.



Советские спецслужбы только после победы над Германией получили информацию о существовании баз немецких субмарин на территории советской Арктики. Не исключено, что о них рассказали военнопленные, которым уже не было смысла скрывать эту информацию от победителей. Или были получены из архивов адмирала Деница, найденных среди трофейных документов. Вряд ли советским спецслужбам хотелось бы раскрыть информацию о том, что они «проморгали» строительство и функционирование немецких секретных военно-морских баз на своей территории. Поэтому ни одна из сторон не спешила обнародовать эти сведения.

В 60-е годы прошлого века была получена информация, что жители на одном из островов в устье знаменитой сибирской реки – Лена, обнаружили одну из немецких военных баз. Но экспедицию туда так и не направили – похоже, у советских руководителей не было желания исследовать этот объект. Никого не заинтересовали также сведения о том, что на Таймыре и на побережье Дикси среди бочек, поставляемых американцами в СССР по договору «ленд-лиза», находят и бочки, на боку которых четко виден распластанный немецкий орел со свастикой. Ну, допустим – их случайно море принесло. Тогда как объяснить следующие находки – на побережье Таймыра, где территория вечной мерзлоты, охотники и геологи находят бляхи со свастикой, посуду, «украшенную» символами Третьего рейха и прочие предметы?

Арктические тайны гитлеровцев до сих пор не открыты. Возможно, там были не только военно-морские секретные базы немцев. Ведь до сих пор не найдены несметные сокровища рейха. А ведь их могли доставлять на секретные северные базы многочисленные немецкие субмарины.

http://tainy.net/

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.