САБАНТУЙ ПО-БАШКИРСКИ

02 июня’ 2015 | 07:23
alex24658



Окунуться в стихию народного праздника, попытаться постичь душу башкирского народа, познакомиться с его традициями и обычаями, принять участие в танцах, играх и состязаниях, отведать национальные блюда лучше всего на Сабантуе.

Издавна Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ в конце апреля, а сегодня – в честь их окончания в конце мая – начале июня. В каждом районе Башкирии, а их 53, устраивается свой Сабантуй.

Таким образом, зная заранее график их проведения, можно в течение нескольких недель путешествовать по всей республике, и праздник будет всегда с тобой! Мы решили ехать на самый красочный – в Зилаирский район.

400 километров вполне сносной дороги мы преодолели за шесть часов.

Километров за 100–150 до цели начали появляться явные признаки грядущего праздника – стрелки с указателями «Сабантуй «. Видимо, не каждая деревня устраивает собственный Сабантуй, многие кооперируются с ближайшими соседями.

Так веселее, и, к примеру, можно рецептами бешбармака обменяться, а то и вовсе дочку замуж выдать.

Сам праздник должен был состояться в субботу, а накануне, в пятничный вечер, всем, кто приехал на праздник, показывали традиционные ремесла.

Я ожидала знакомства с традициями башкир, а увидела еще и традиционные обряды и наряды чувашей, татар, белорусов и русских, конечно! Здесь, в провинции, каждый народ хранит и лелеет свои традиции. Люди по-настоящему серьезно к этому относятся – знают фольклор, умеют готовить национальные блюда, носить традиционную одежду. И в общении очень приятны, без городских комплексов и заморочек.

В день Сабантуя с раннего утра все люди в праздничных одеждах собираются на майдане – просторном поле. К длинному шесту привязывают самое красивое вышитое полотенце – символ Сабантуя. Сабантуй – это праздник всех и каждого. Готовится к нему каждый двор. Женщины всю зиму ткут, вяжут шали, вышивают платки, скатерти и полотенца. Каждой хочется, чтобы именно ее полотенце стало наградой самому сильному батыру – победителю в борьбе или в скачках.

Майдан организовали в нескольких километрах от Зилаира, в поле.

Из юрт и срубов получилась целая праздничная улица – заходи в любой двор! А там – кумыс, чак-чак, народные забавы, традиционные обряды!..

А у майдана, на главной сцене праздника, без устали выступают танцевальные коллективы, поют местные артисты. Глава района отмечает лучшие хозяйства – все-таки праздник в честь окончания посевных работ! Одному особо отличившемуся хозяйству подарили «Волгу»! Подарок тут же выехал на площадь, где его окружили люди в национальных костюмах.

Тут же игры –традиционные и просто веселые. Особенно впечатлила местная борьба курэш, пожалуй, самое популярное состязание на Сабантуе.



Дерутся на кушаках –полотенцах, подпоясывающих национальный костюм, за звание сильнейшего –ar батыра.
Правила борьбы просты: каждый борец обхватывает своим кушаком противника за талию и старается его положить на лопатки. Начинают борьбу мальчики пяти-шести лет или два старика. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши и мужчины среднего возраста. Поединок продолжается до тех пор, пока один из бойцов не признает себя побежденным.

После нескольких удачных схваток победитель становится претендентом на звание сильнейшего борца – батыра. Если таких претендентов несколько, то состязание между ними становится кульминацией борьбы. Батыр получает не только самый лучший подарок, но и всеобщее восхищение. Он должен поднять свой приз – барана – над головой.

Еще одно зрелищное состязание – поиск монет в кумысе. Только самые отчаянные соглашались нырять во вкуснейший кисломолочный напиток.

Но те, кто все же решился, шли до конца, кое-кто даже пытался выпить побольше кумыса, чтобы монетку быстрее обнаружить. Оказывается, башкиры – очень азартный народ.



Ни один без монеты не вышел! Моего личного азарта хватило на участие в забеге в мешках, он проводился на детском Сабантуе. Конечно, дети меня обскакали в два счета – было очень весело! Все собравшиеся на Сабантуй с нетерпением ждут начала конных скачек. По традиции они проходят не по прямому пути, а вкруговую, повторяя путь солнца по небосводу. Согласно древнему поверью, это важно для благоденствия и будущего хорошего урожая. В башкирской мифологии конь издревле принадлежал божеству Солнца. В эпосе «Урал-батыр» Солнцу принадлежит лучший из лучших коней –волшебный белый крылатый конь Акбузат. Именно на нем Урал-батыр прошел путь, который стал Уральскими горами, когда боролся с силами зла. Скачки называются «бейге» или «кыз куу», что в переводе означает «догони девушку».

По преданию, девушка (лебедь) летела на коне, а ее догонял парень (орел).

Если юноша не настигал свою избранницу, то на обратном пути девушка преследовала его и пыталась нагайкой сбить с головы шапку. Если сбивала, то для юноши это был несмываемый позор.

Как пришлось убедиться, башкиры – прирожденные наездники и воины.

Любой гость Сабантуя может вскочить на коня и нестись во весь опор. Правда, к скачкам готовятся весь год, заранее, тренируются очень серьезно. Победа здесь – дело чести.



Скачки в Мелеузе

Под впечатлением от скакунов и наездников я прошлась по главной улице Сабантуя. В юртах, установленных вдоль улицы, можно было увидеть подарки и сувениры, сделанные руками мастериц вышивки, ковроткачества и вязания. Юрта – это вообще своеобразная книга, которая многое может рассказать о жизни, обычаях и традициях тех, кто в ней живет.

А вот купить что-то из предметов, представленных в юртах, невозможно – как только начинаешь проявлять искренний интерес к рукоделию, тут же подходит хозяйка и пытается их дарить! А как они любят фотографироваться! После съемки уйти из юрты, не пообедав, и без подарков просто невозможно.



Сабантуй в Мелеузе

Сами башкиры, кстати, называют свое жилище тирмэ. Она имеет отличия от традиционной юрты: скаты кровли существенно круче, потому что на У рале больше дождей, чем в степи. Двери всегда только деревянные.

В строительстве используются ива, дуб, клен и липа.

Занавес – шаршау – разделяет юрту на две части. Правая от двери – женская часть. Левая – большая – для мужчин и гостей. А еще у башкир особое значение придавалось такому вроде бы обычному предмету, как полотенце.

Оно участвует во всех обрядах и празднествах.

Белое полотенце считалось священным покровом, охраняющим его обладателя от злых духов и сглаза.

Для усиления защиты к концам полотенца стали пришивать красные концовки или украшали его вышитым узором-символом.

Вечером, когда голова уже кружилась от впечатлений, нам предложили посетить Малый Яманташ, пообещав, что такую красоту мы вряд ли где-то еще увидим. Говорят, приезжие не часто туда добираются – далеко, да и дорога опасна. Но мы рискнули – и то, что увидели, того стоило! А теперь представьте: стоя над этой пропастью, мы услышали раскаты грома! В дождь мы бы оттуда точно не выбрались! Но набежавшие вдруг тучи так же внезапно скрылись, и в небе расцвела радуга. В одном из путешествий я узнала: если духам не нравится, что делает гость, они его остановят

А иногда они испытывают путников, заявляя о своем присутствии, но не вмешиваясь в их планы. Похоже, это был тот самый случай. Если на путешественника обратили внимание духи, значит, он все делает правильно!

Для степных кочевников и скотоводов юрта была центром мироздания. В ней начиналась жизнь, и в ней она заканчивалась. Юрта – это модель мира, которая представлялась древним людям двухъярусной: внизу – земля, поэтому жилище строилось круглым. Вверху сфера – космос. Сагарык – деревянное купольное отверстие, имело сакральный смысл. Оно ассоциировалось с Солнцем и было священным, поэтому переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется внутреннее пространство тирмэ. Внутренние стены закрываются узорными тканями, домоткаными коврами. На их фоне вешают тканые и вышитые полотенца, праздничную одежду, охотничьи принадлежности, конскую упряжь, оружие. Все предметы и части юрты издревле украшались орнаментом. Жилище отделяло человека от внешнего мира, который был порой враждебен. Древние считали, что орнамент – это своеобразный оберег, защищающий от сил зла.



байга в Мелеузе

Слово «сабантуй» тюркского происхождения и означает «праздник плуга». Он возник еще в языческие времена. Земледельцам надо было задобрить многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависел урожай. Начало сева яровых и начало жатвы считались главными событиями в жизни крестьян, поэтому они отмечались празднествами. Традиция дошла до наших дней. Сабантуй празднуют и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а в Башкирии это один из главных праздников в году.



Скачки на Сабантуе в Мелеузе

Республика Башкортостан расположена в центре России, где по древним Уральским горам проходит граница двух частей света – Европы и Азии, в Предуралье и на склонах Южного Урала. Кроме коренного населения – башкир, в республике проживает более 130 национальностей. Расстояние от Москвы до столицы Башкортостана – Уфы – 1519 километров. Добраться можно на самолете – время в полете чуть менее двух часов. Или на скоростном поезде – время в пути 30 часов.

Александр Устимов

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.