Йога — путь к познанию

09 июня’ 2015 | 07:35
ADMINISTRATOR



Само это понятие имеет тысячелетние корни индийской культуры, что в большом значении означают совокупность, целостность таких, казалось бы, на первый взгляд разных практик как духовные, физические и психические. Разрабатывались они в различных течениях, как буддизма, так и индуизма с акцентом на управление психическими и физиологическими аспектами организма с первоначальной целью достичь некоего возвышенного порога духовного и психического состояния.

Что же представляет из себя Йога?

Можно с уверенностью сказать, что такое явление как йога существует более 5000 лет, являясь одним из самых древних религиозных и духовных проявлений. Первыми доказательствами этого являются найденные печати, которые были обнаружены археологами в долине реки Инд. На них были отображены люди и божества, занимающиеся медитацией. Было найдено 16 уникальных фигурок, изображающих, по мнению ученых, обитателей древней Хараппской цивилизации, почитаемых ими божеств, и которые указывают на связь с Ведами. Последняя, являясь одной из главных школ, преподносимых индуизм, ее направление и философская идеология неразрывно переплетается со школой санкхьей, что освещает индийский дуализм. В ней говорится о том, что в мире есть два начала – материя и живущей в ней дух. А цель этой философии является отвлечение самого духа от материи. Две эти школы, имея тесные связи, отличаются только тем, что у йоги с основами санкхьи, рука об руку идет идея Божественного Существа. А она в свою очередь дает объяснение аспектов человеческой природы, давая определение всем элементам, анализирует их обособленно и во взаимодействии. При этом описание идет в освобожденном состоянии. Тогда как йога более посвящена практическим способам, позволяющим достичь этого же освобождения, только с использованием сил его процесса.

Йога преследует различные цели – это может быть, как совершенствование собственного здоровья, улучшения тела, так и достижение освобождения от разного рода ограничений материального существования, преодоление круговорота рождений и смертей (мокша). При этом должно наступить полное осознание личного единства духа, высшего «Я» с первоосновой, с абсолютом всего сущего. В тоже время, различные направления йоги все же имеют общую черту, характеризующую конечную цель как любовь к Богу, и подготовки себя для отправки в духовный мир, где можно насладиться блаженным служением верховному Богу Вишне.

Базовым текстом школы йоги есть Йога-сутры, а основателем самой школы и йоги в целом является Патанджали. Основа его обучения — это постоянный контроль над деятельностью ума, с целью достижения единства живого духа индивидуума с Богом, посредством благочестивых упражнений. Все в комплексе помогало обретать состояния просветления или нирваны.

И хотя Патанджали и считается автором легендарной Йога-сутры, еще во II в. до нашей эры, однако на самом деле он лишь собрал воедино все те философские учения и их понимание, что были задолго до него. Все эти знания были помещены в сутры – так в древнеиндийской литературе называют лаконичные высказывания, афоризмы (заметим, что в такой форме изложены практически все отрасли знания Древней Индии). В языке сутры применяется образность и афористичность, и часто используют притчи для подачи информации. Именно в таких сводах древних учений и дается расшифровка такого образа как йога – обуздание, присущих уму, волнений. Или еще трактуется как – недозволеннее уму поддаваться различным метаморфозам.

Обозначены в сутре и уровне йоги, которых всего восемь, и которые следуют один за другим в плане развития. Характеризуют они основы взаимодействия с внутренней и внешней средой, соединение, посредством физической деятельности, ума с телом. При помощи дыхательных практик жизненная энергия может быть подвластна контролю. Это приводит к состоянию отвлеченности чувств человека от контакта со зримыми объектами и мощной целенаправленности и сосредоточенности ума. Далее наступает медитация, постепенно приводящая к Самадхи, что является конечным пунктом, где начинается осознание своей, дарованной свыше, истинной природы.

Неразрывная связь йоги просматривается и с практикой тантризма, которая подразумевает освобождение индивидуума от оков якобы видимой реальности, скрывающей истинное положение вещей. Основывается на полном или частичном отречении от социальных отношений. Этой школе присуща медитация и поклонение высшим силам.

Европа узнала йогу — эту новую для континента философию, благодаря Шопенгауэру, который одним из первых начал ее серьезное изучение на стыке столетий.

В России интерес эта тема вызывала еще в начале 20 века. В советское же время йога по идеологическим причинам была запрещена, однако ею продолжали заниматься, и все большую популярность она обретала среди простого народа. Многие известные профессора, писатели занимались переводом древних индийских писаний, таких как Махабхарата. Последняя же представляет собой крупнейший сборник эпоса, легенд, притч, объясняющих практически все явления в природе и жизни человека.

Известно также, что в начале 60-х годов приглашали специалистов йоги для помощи в проведении подготовительных психологических этапов советских космонавтов. В этой скрытой от посторонних глаз группе проводились лекции психологического контроля, обучающие как вести себя в сложных ситуациях и практические занятия по нахождению правильных решений, выживанию.

Позже, после хрущёвской оттепели, по всему Советскому союзу, в разных регионах, создавались специальные клубы обучения и продвижения йоги. А в 1989 году в Москве была открыта Академия йоги, где каждый желающий может обучиться аспектам этой философии. В этом же году был дан старт новому направлению оздоровления при помощи йоги. Надо отметить, что с помощью техник йоги успешно помогали подросткам покончить с наркотической зависимостью.

Йога занимает значительное место и в буддизме, где практикуются аскетизм и духовные упражнения, приводящие к трансу. Известная школа дзен-буддизма характеризуется близостью с йогой, на основе ее корней практикуется достижение просветления в этой религии.

На ислам йогой также было оказано заметное влияние, приведшее к созданию и развития такого течения как суфизм. Однако в 2008 году было принято ограничить мусульманам изучение йоги. Объясняется это тем, что в ней присутствуют элементы индуистского учения, которые служители ислама посчитали как богохульные для своей религии. Разрешено было только оставить изучения йоги как физических упражнений, но под запретом осталось чтение мантр.

Многие медики уверены, что помимо усовершенствования духа занятия йогой способны заметно улучшить здоровье любого человека, и научить управлять своим телом. Упражнения помогают в создании и поддержании правильной осанки с достижением существенной гибкости и долговечной стройности тела. Благодаря йоге значительно снижается количество гормона стресса в крови, который мешает такому полезному элементу как кальций функционировать в костях человека. Вследствие занятий йогой, человек если не полностью избавляется от такой, например, болезни как остеопороз, то по крайне мере его возникновение становится под вопросом. Применяя йогу в повседневной жизни, можно с легкостью отказаться и от вредных привычек, лишится килограммов, избавится от физических проблем или забыть об их существовании, научится расслабляться. При этом регулируется работа сосудистой системы и сердечной деятельности, нормализуется дыхание, значительно понижается давление, входит в норму пульс и дыхание. Таких прекрасных результатов можно добиться, если йогой заниматься регулярно. Исследования также свидетельствуют и об изменении состава крови, вследствие занятий йогой, что в разы снижает воспалительные риски заболеваний, которые возникают из-за перенапряжений, а также впоследствии старения организма.

http://tainy.net/

Прикрепленное видео:

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.