Корвет «Строгий» — прорыв в будущее?

19 июня’ 2015 | 07:14
INNA



На пятом международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге были представлены новейшие разработки перспективных боевых кораблей для российского ВМФ. Причём концепт-шипы были созданы не военными конструкторами, а промышленными дизайнерами в рамках конкурса Объединённой судостроительной корпорации «Строим флот сильной страны».

Старые корабли для нового флота

Военно-морской флот СССР считался одним из сильнейших в мире. В него вкладывались огромные средства, над его созданием трудились лучшие умы страны в десятках проектно-конструкторских бюро и сотнях НИИ. Это позволило спроектировать, построить и эксплуатировать боевые корабли, не имевшие аналогов по боевым возможностям. В результате, в середине 80-х гг. прошлого века в стране был создан огромный океанский ракетно-ядерный флот, который был готов защитить её интересы в любом уголке Мирового океана. Но с началом перестройки ситуация изменилась.

Во второй половине 80-х советский ВПК начал «пробуксовывать» — проектирование боевых кораблей третьего и четвёртого поколений шло с большим трудом. Снизились темпы строительства боевых кораблей и вспомогательных судов. Советский ВМФ постепенно перестал защищать интересы страны и лишь «по инерции» продолжал присутствовать на боевых службах в морях и океанах.

После развала СССР в военном кораблестроении начался «мёртвый сезон» — новые корабли не закладывались, с огромными трудностями «по инерции» велась достройка нескольких боевых кораблей, оставшихся «в наследство» от советской кораблестроительной программы, государственное финансирование фактически прекратилось. Объёмы судоремонта сократились в десятки раз, заводы выживали, в основном, за счёт экспорта. Практически не велось проектирование новых боевых кораблей для российского ВМФ: из «оборонки» начался отток мозгов, резко сократилось финансирование, прекратились НИОКР почти по всем программам.

На первых морских салонах в Санкт-Петербурге иностранным заказчикам предлагали всё те же корабли ещё советской разработки. Это неплохие, надёжные боевые корабли, но они устарели и никакая модернизация (особенно на отечественных заводах) не сможет исправить эту ситуацию. Лишь в начале ХХI в. наши конструкторы вновь начали разработку новых кораблей, но к этому времени корабельный состав российского флота сократился в десятки раз. Необходимо было что-то срочно менять. Вот тогда в ОСК решили провести всероссийский конкурс «Строим флот сильной страны». Как отметил президент ОСК Р.В. Троценко: «Главная причина — увеличивающийся разрыв между прогрессирующими технологиями гражданского судостроения и военным кораблестроением. Это проблема, с которой столкнулась не только Россия. Она актуальна для всех стран, имеющих военно-морской флот. Строительство военных кораблей из-за сложности их механизмов имеет один из самых длинных производственных циклов. С момента разработки проекта до схода с верфи последнего корабля той или иной серии проходит несколько десятков лет. При этом основную ценность военного судна сегодня представляют электронные системы. Революция в них происходит примерно каждые пять лет. Так что отставание по электронной «начинке» получается существенным. Выход — сокращать время на проектирование и строительство».

«Строим флот сильной страны»



Эта схема прекрасно показывает компоновку перспективного концепт-шипа. К сожалению, авторы проекта так и не придумали ему названия.
1. Артиллерийская установка АУ-190;
2. Универсальный корабельный стрельбовой комплекс ЗР-14УКСК-Х. Носовой УКСК - 24 пусковых ячейки, кормовой УКСК -24 пусковых ячейки;
3. Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ЗРАК «Палица»;
4. Артиллерийский комплекс АК630-М2 «Дуэт»;
5. Противолодочный комплекс «Пакет»;
6. Палубный вертолёт КА-27 ПА Ангар вертолёта трансформируется;
7. Комплекс выстреливаемых помех ближнего рубежа ПК-10;
8. Спасательная шлюпка/разъездной катер;
9. Радиолокационная группа мачтовой системы;
А - Радиолокационная станция обнаружения «Фуркэ»
В - Радиолокационная станция целеуказания «Монумент»
С - Комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25

Руководство ОСК в сложившейся ситуации попыталось найти простой и экономически выгодный выход из неё, который позволил бы вновь задействовать при проектировании перспективных проектов боевых кораблей лучшие отечественные «светлые головы», строить их из наших материалов, на отечественных верфях, с российским вооружением, оборудованием и механизмами. Решено было провести конкурс проектов перспективных кораблей и их оборудования, но пригласить принять в нём участие не мэтров судостроения, а всех желающих. 20 сентября 2010 г. ОСК объявила о проведении конкурса «Строим флот сильной страны». В пресс-релизе было заявлено, что конкурс это «стратегический проект, призванный способствовать развитию культуры современного промышленного дизайна в России. Поэтому он открыт как для состоявшихся профессионалов, так и для начинающих дизайнеров, с той разницей, что участники различного уровня будут соревноваться отдельно в профессиональном и открытом конкурсах». Присылать свои работы можно было по десяти номинациям:

1 — Внешний футуристический облик корвета ближней морской зоны с контейнерным размещением вооружения;
2 — Дизайн ходовой рубки (мостика) надводного корабля I и II ранга;
3 — Дизайн рабочего места командира подводной лодки;
4 — Дизайн дверей кают надводных кораблей и подводных лодок;
5 — Дизайн и комплексное решение систем освещения внутреннего рабочего пространства надводных кораблей и подводных лодок;
6 — Дизайн единой интегрированной мачтовой системы надводного корабля I–III ранга, выполненной в форме многоугольного сечения;
7 — Дизайн внешнего облика скоростного десантного катера;
8 — Дизайн внешнего облика контейнера-модуля для размещения оружия, вооружения и технических средств надводного корабля;
9 — Внутренний вид блок-модуля каюты для проживания офицеров и матросов;
10 — Внутренний вид каютного блок-модуля командира надводного корабля (флагмана).

За победу в номинации «Внешний футуристический облик корвета ближней морской зоны» предусматривался контракт с ОСК и премия в 2.000.000 рублей, за второе место 1.000.000 рублей, а за «бронзу» давали 500.000 рублей. Для открытого конкурса ещё предусмотрен приз зрительских симпатий — победителя отправят на год учиться на курс «Дизайн яхт» в итальянскую школу дизайна «Istituto Europeo di Design» в Венеции.

Присланные работы изучались авторитетным жюри из представителей ОСК, ВМФ, Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз», Северного проектно-конструкторского бюро, Департамента судостроительной промышленности и морской техники. Они выбрали победителей из 150 присланных проектов, самой популярной оказалась первая номинация. Результаты конкурса обнародовали 4 марта 2011 г., а в июне модели корветов-победителей конкурса «Строим флот сильной страны» были представлены на всенародное обозрение на стенде ОСК на МВМС-2011 в Санкт-Петербурге. Посетители салона с большим интересом осматривали и изучали новейшие российские концепт-шипы.

Корвет «Строгий» и другие корабли ХХI в.



Внешний вид корвета «Кристалл». Часть вооружения дизайнеры разместили на надстройке корвета

Ранее нам не доводилось встречать подобных кораблей на стендах российских предприятий. Что-то похожее можно было увидеть у американских, французских или шведских кампаний. Президент ОСК Р.В. Троценко лично представил эти корабли высоким гостям, посетившим выставку. С неподдельным интересом и нескрываемой гордостью за страну посетители салона изучали футуристические концепты корветов ближней морской зоны. К сожалению, никаких буклетов пресс-службой ОСК по ним подготовлено не было. Информационный голод, как журналистов, так и простых граждан помогал преодолеть лишь небольшой интерактивный экран с краткой информацией по каждому из проектов. Из них следовало, что они должны решать все поставленные задачи в ближней морской зоне и удовлетворять следующим требованиям заказчика: применение сменяемого оборудования (модулей) в качестве усиления или придания дополнительных функций «базовому» варианту корвета; удоб-ство в базировании; простота эксплуатации; возможность использования сменяемого оборудования (в том числе интегрированной мачты); возможность использования в модулях гражданских технологий, в том числе в части жизнедеятельности экипажа и создания комфортных условий его службы (модули транспортировки живой силы, грузов, техники, госпитальный модуль, жилые и санитарно-бытовые модули контейнерного типа, модуль спасательного оборудования).

Президент ОСК заявил: «С нашей стороны обещаем сделать всё для того, чтобы самые перспективные проекты не остались на бумаге. Некоторых конкурсантов планируем пригласить к себе на работу. Многое действительно будет зависеть от позиции нашего главного заказчика — Военно-морского флота. Пока у нас полное взаимопонимание. К слову, часть решений, в том числе и по корвету охраны водного района, ВМФ будет принимать в течение ближайших двух месяцев. Мы хотели получить результаты конкурса именно сейчас, чтобы иметь возможность обратить внимание руководства флота на новые технологические решения». Но пока никакой реакции со стороны руководства ВМФ нет, как и информации о его планирующейся закладке для российского ВМФ.

http://technicamolodezhi.ru/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.