Как колдуны банту бросают кости?

26 сент’ 2014 | 13:21
INNA



У большинства народов на определенном этапе развития большой популярностью пользовались гадательные системы, называемые в науке мантическими. Для нас привычны гадания на картах, кофейной гуще, воске, пламени свечи. Многие знают о гаданиях по снам и с помощью зеркала. Верим мы этому или нет, но все пе-речисленное - неотъемлемая часть европейской культуры. При этом мало кому в Европе знакомы гадательные системы эскимосов или, например, племен, живущих в районе озера Виктория. А они не менее интересны.

Путешественники, а затем и специалисты-этнографы, конечно же, изучают подобные практики, но, что называется, по мере возможности. Детально же ими интересуются, скорее, практикующие гадалки. Некоторые из них с гордостью называют себя белыми ведьмами. Одной из таких исследовательниц является англичанка с «говорящим» псевдонимом Кассандра Исон. Царевна Кассандра, наделенная Аполлоном даром пророчества, как известно, предсказала падение Трои, а фамилия Исон перекликается с именем Ясона, легендарного предводителя путешествовавших за золотым руном аргонавтов. Путеводитель по гадательным практикам - нечто вроде лоции - и попыталась создать Кассандра Исон.



Мы обратили внимание на такие экзотические способы гадания, как трактование рисунков на эскимосском шаманском бубне и ритуальное бросание костей у африканских племен банту. На последнем стоит остановиться подробнее. Ведь современные люди, как считается, вышли некогда из Восточной Африки (правда, в Китае утверждают, что и на их территории параллельно возникли люди современного типа). Во всяком случае, многие самые древние пласты языческих культов восходят еще ко временам африканской прародины.

Есть данные, позволяющие утверждать, что одни из самых древних языческих святилищ располагались на островах великого африканского озера Виктория. Современное коренное население здесь - многочисленные племена банту. Согласимся, что найти европейца, владеющего языком суахили, крайне трудно, поэтому лишь очень немногие специалисты могут разобраться в особенностях местных обычаев. Тем интереснее записи о гадательном обряде, связанном с бросанием костей, сделанные еще в начале XVII века португальским миссионером Жоано душ Сантушем на восточном побережье Африки.



Используемые для гадания кости должны наполниться магической силой, для чего их предварительно закапывают в белую золу. Затем по ночам их раскладывают на земле так, чтобы они напитались лунным светом. Сам колдун должен выпить бульон, в котором варились кости и мясо белого козла. А при гадании колдун обязательно надевает белые одежды. Все это не случайно связано с белым цветом и Луной, так как призвано обеспечить наилучший контакт с духами предков.



При гадании бросают не все имеющиеся, а только четыре кости. На каждой есть особый символ. Колдун получает достаточно возможных комбинаций толкований выпавших костей, чтобы дать вполне связное предсказание.

Для гадания берут кости разных животных - самцов и самок. Обычно это кости муравьедов, слонов, бабуинов, гиен, зайцев, антилоп, птиц, хамелеонов, ящериц, а также кусочки черепашьих панцирей. Надо полагать, в свое время для гадания использовались и кости людей.

В Южной Африке профессиональные гадалки по сей день пользуются «костяным набором». Всего в нем может насчитываться 14 костей. Заметим, что перечисленные выше животные являются тотемными, кроме ящериц-хамелеонов, которые считаются приносящими несчастье. В зулусских мифах это объясняется так. Верховный бог Ункулункулу послал к больному человеку хамелеона со спасительным посланием. Но ленивый хамелеон по дороге объедался фруктами и не торопился. Ящерица же подслушала Ункулункулу и из вредности передала совсем иное послание - смертоносное, и человек умер.



Каждое из тотемных животных также имеет дополнительный смысл. Так, муравьед обеспечивает связь с предками, бабуин - с потомками, птица - с будущим, слон дает силу, антилопа - качества лидера, гиена - осторожность, заяц -хитрость, черепаха - настойчивость. Именно эти качества надо проявить, если при гадании выпадает кость того или иного животного.

А как быть, если выпадут кости с несчастливыми символами ящерицы или хамелеона? Тут современные африканские колдуны пошли по тому же пути, что и толкователи снов в Европе. Самые мрачные образы трактуют в противоположном духе. Вроде как фраза из старого сонника «увидеть во сне повешенного - к счастью». Вот так и в Африке - вечно задерживающийся хамелеон считается указанием на необходимость действовать немедленно. А переиначивающая все в худшую сторону ящерица трактуется не как символ упущенного счастья, а, напротив, как указание - «не упускайте свой шанс». Словом, колдуны и колдуньи народов банту относятся к гаданию на костях не менее серьезно, чем цыганки к гаданию на картах. Между прочим, трактовки выпадения костей, называемых «старший мужчина», «старшая женщина», «младший мужчина», во многом схожи с гадательной трактовкой карточных королей, дам и валетов. Оригинальны трактовки символа «младшая женщина». Если он выпал, то колдун говорит: «Если хочешь обрести счастье, то не отталкивай от себя других людей». Если же эта кость выпала противоположной стороной, без символа, то вам скажут что-то вроде: «Не соглашайтесь с другими только ради того, чтобы их ублажить».

Называют местных колдунов «сангома». И пользуются они по сей день немалой популярностью.



Кстати, небезынтересно, как сангома объясняют контакты с миром предков. По их представлениям, дух всякого человека живет до тех пор, пока о нем помнят. Разумно утверждают, что для обычных людей это возможно на протяжении смены трех поколений. А для вождей и героев сангома делают исключение - ведь их помнят куда дольше. Поэтому и посоветоваться с их духами можно даже спустя многие столетия.
http://chudomir.net/

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.