Его называли «Рейнметалл»

11 сент’ 2015 | 07:42
INNA

А было так, что еще где-то в 70-ые годы прошлого века мне в руки попала книга «Удар и защита» издательства «Молодая гвардия», в которой кроме рассказов о бронетанковой технике были помещены еще и воспоминания ветеранов танковых войск. Один из них описал свою встречу с германскими танками… «Рейнметалл», которая имела место в 1942 году, причем сами танки были окрашены в желто-коричневый цвет. Он сразу вспомнил их ТТХ, которые изучал в училище, приказал заряжать бронебойным, выстрелил и подбил… Тогда я ничего не знал о танках Вермахта, имевших на вооружении сразу два орудия – 75 и 37-мм и мне очень захотелось узнать об этой машине подробнее. Растянулась эта «тяга к знаниям» не на один год, пришлось даже в танковый музей в Мюнстере писать, но зато в итоге все, что мне хотелось, я узнал.



Итак, танк, названный в той книге «Рейнметаллом» был действительно спроектирован и построен этой фирмой в 1933 году. При этом два танка под номерами №1 и №2 были сделаны не из броневой, а из обычной стали, то есть являлись по сути дела макетами, хотя и ходовыми. Вооружение на них также присутствовало, но только вот воевать они не могли и в дальнейшем использовались исключительно как учебные машины. Обозначение они получили Neubaufahrzeug (Nвfz) – дословно «машина новой конструкции».

В 1934 году еще три танка были выпущены фирмой Крупп. Эти машины соответственно получили №3, №4, №5. Внешне машины «первого выпуска» и второго довольно заметно различались. При одинаковом шасси у них были разные башни и установка вооружения. Кроме того, это уже были настоящие боевые машины, поскольку были изготовлены из броневой стали.

Дизайн обеих машин, хотя и был весьма впечатляющим, особой оригинальностью не блистал. В целом это был германский ответ на английские и советские трехбашенные танки. Лобовые бронелисты имели большие углы наклона, однако толщина брони была невелика и составляла всего 20-мм. Т-28 имел 30-мм лобовую броню, так что преимущества по бронированию перед нашей машиной по бронированию он не имел. Многие детали на первых танках имели скругленные очертания. В частности, закругленной спереди была башня и подбашенная коробка сзади. Сделано это было для того, чтобы кормовая пулеметная башенка имела бы максимальный сектор обстрела, ну и снарядостойкость брони это тоже усиливало.



Nbfz в Норвегии.

Говоря о дизайне машины, нужно отметить, что немцы внимательно изучили все достоинства и недостатки как советских, так и английских машин и решили, по-видимому, сделать нечто среднее между советским Т-28 и Т-35, и британским танком «Виккерс-16 т». Начнем с того, что танк имел три башни, но расположены они были по диагонали слева направо. Слева спереди пулеметная башенка с одним пулеметом МG-13 (позднее МG-34), затем центральная большая башня с командирской башенкой, вооруженная таким же пулеметом в отдельной установке, и двумя орудиями 37 и 75-мм (KBK-3,7L-45 и KBK-7,5L-23,5), спаренными по вертикали, а справа сзади еще одна пулеметная башенка. Боекомплект танка составлял: 37-мм снарядов – 50, 75-мм – 80, патронов к пулеметам – 6000). При таком составе вооружения этот танк был однозначно сильнее английской машины и советского Т-28, но уступал танку Т-35, занимая промежуточное место между ними.



Чья-то хорошо сделанная модель в масштабе 1:35…

А вот двигатель «Майбах» HL108 TR мощностью в 280 л.с. для танка весом в 23 тонны был явно слабоват. Хотя он и мог разогнать его на шоссе до 32 км/ч. Запас хода составлял всего 120 км. Ведущие колеса находились сзади, что было нетипично для германских машин, ведущие спереди. Двигатель был смещен влево, так как справа находилась башня с пулеметом. Подвеска состояла из 10 спаренных обрезиненных катков небольшого диаметра, сблокированных на пяти тележках. В качестве амортизатора использовались спиральные пружины, так что подвеска была очень проста.

Верхняя ветка каждой гусеницы опиралась на четыре обрезиненных сдвоенных катка, закрепленных в нишах фальшборта на кронштейнах в форме буквы «V». «Обрезинку» имело и переднее ведущее колесо, что уменьшало износ траков и самого катка. Ниже него находился дополнительный ролик, долженствующий помогать при преодолении препятствий. Ширина гусеничной ленты составляла 380 мм, то есть была такой же ширины, что и у первых танков Pz.III и Pz.IV. Опять-таки для такого танка она была слишком узка, что не могло не отразиться на маневренности и проходимости нового танка, но повышало его ремонтопригодность. Ходовая часть имела броневой фальшборт, закрывавший пружины подвески.



Советская марка 1943 года, на которой можно рассмотреть этот танк.

Экипаж танка, состоявший из 6 человек, имел хороший обзор и 8 люков для входа и выхода и 4 для техобслуживания. Только на главной башне люков было три: один на командирской башенке и два по бокам, ближе к кормовой части. У двух первых танков люки открывались по ходу танка, что было неудобно. На трех остальных, получивших башню «граненых» очертаний, это учли и сделали их открывающимися против движения, чтобы открытые дверцы служили щитом от пуль. Другим заметным изменением стало расположение пушек. Теперь они размещались не одна над другой, а горизонтально: 37-мм справа от 75-мм. Люки имели пулеметные башенки, рубка водителя и еще два люка-лаза находились в фальшбортах сразу за ведущими колесами. Для связи применялась радиостанция с дальностью действия 8000 м, имевшая на первых двух танках поручневую антенну, а на последних – штыревую. А вот такой важный показатель, как толщина брони на обеих модификациях остался неизменным: 20 мм – броня корпуса и 13 мм – броня башни.

А дальше началась служба всех этих машин, причем в очень необычном качестве танков-PR, хотя немцы вряд ли в те годы использовали этом тогда еще сугубо американский термин. Их снимали! Снимали в заводских цехах с разных ракурсов, снимали, снимали… Затем во время норвежской кампании три танка с броневой защитой составе 40-ого отдельного танкового батальона специального назначения отправили в Норвегию, где они прошли парадным маршем через Осло и где их опять снимали, снимали, и снимали. В результате снимки этих танков сначала в заводских цехах, а затем и на улицах Осло обошли весь мир. В результате умело поданной таким образом информации все иностранные военные специалисты убоялись, поместили силуэты нового танка во все свои офицерские справочники и стали утверждать, что танков таких у Германии… много! Очень много! А скоро станет еще больше! Есть эти фото и в наших отечественных изданиях посвященных ВОВ, есть в справочнике Хейгль, есть… везде! Например, в изданном в начале 1941 года «Определителе типов фашистских танков» Nbfz. (под именем «Рейнметалл») указывался в качестве основного «тяжелого танка» немецкой армии, при этом сообщалось, что он имеет солидную толщину брони – 50–75 мм. И все это сделали всего лишь три танка, которые много и умело… снимали!

Что касается боевой службы этих танков, то она оказалась короткой и не впечатляющей. 20 апреля 1940 года эти танки вместе с другими были приданы 196-й пехотной дивизии и направились бить англичан вместе с Pz.I и Pz.II. Дороги в Норвегии узкие, район боевых действий горный, кругом завалы, а мосты ветхие и не рассчитанные на проход такой техники. К тому же англичане вели огонь по ним из своих противотанковых ружей «Бойс» и 25-мм французских противотанковых пушек «Гочкис». В результате из 29 Pz.I, имевшихся у немцев в этом 40-ом танковом батальоне, было потеряно 8 машин, 2 из 18 Pz.II. и 1 NBFZ. Причем последний не был подбит, а просто застрял в болотистой низине в районе Лилихаммера. Вытащить его не удалось, и хотя обстановка не была такой уж драматической, экипаж танк взорвал, чтобы он не попал в руки англичан.

Оставшиеся два танка потом вернули в Рейх, где все они и затерялись. Нет документов, свидетельствующих, что их отправили на Восточный фронт, но нет и тех, что доказывают, что не отправляли. Даже в танковом музее в Мюнстере об их судьбе ничего не известно. Во всяком случае, подбить их для советских танков особого труда не составляло. Но вот их внушительный вид… тут… о, да – они повоевали отлично!

Рис. А.Шепса

Автор Вячеслав Шпаковский

http://topwar.ru/81969-ego-nazyvali-reynmetall.html

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.