Средневековый мистик Джамбаттиста делла Порта

29 окт’ 2016 | 13:07
INNA



В XVI веке Неаполь был известен многим европейцам в первую очередь как город, в котором живет великий специалист по оккультной философии, астролог, алхимик, математик, оптик, метеоролог, словом человек, знающий все на свете, Джамбаттиста делла Порта.

К нему было приковано внимание королей и высших священнослужителей. Ждали, что не сегодня, так завтра в его руках окажется философский камень.

В 1612 году делла Порта писал кардиналу Борромео, что его сочинение «Наука о чудесах» возникло в результате работы, продолжавшейся 77 лет. В то время ему было как раз 77 лет.

Это странное заявление побудило некоторых исследователей усомниться в верности даты рождения делла Порта и предлагать различные варианты, основанные на догадках и хитроумных вычислениях. Не мог же он начать работу в первый день своего появления на свет!

Между тем в середине XX столетия было точно установлено, что делла Порта родился 15 ноября 1535 года в Вико Эквинсе — небольшом расположенном в 12 милях к югу от Неаполя поселении, в котором с давних пор строили себе виллы состоятельные и знатные люди.

Делла Порта любил мистификации. Ему постоянно приходилось опасаться интриг своих недоброжелателей. Это заставляло его окружать жизнь атмосферой загадочности. Делла Порта вполне мог и пошутить. Он был не только знаменитым ученым, но и драматургом, гордившимся своими комедиями.

Джованни (Джамбаттиста) Баттиста делла Порта был третьим сыном Нардо Антонио делла Порта, владевшего обширными поместьями и морскими судами. Его мать происходила из семейства Спадафора, принадлежавшего к высшей аристократии Неаполя. Нардо Антонио, состоявший с 1541 года на службе у императора Священной Римской империи Карла V, любил науку. В его доме собирались философы и математики, поэты и музыканты.

Джамбаттиста делла Порта никогда не учился в университете, однако он получил блестящее образование. Он занимался античной философией и поэзией, алхимией и астрологией, математикой и медициной (возможно, что уроки ему давал знаменитый итальянский врач и оккультист Джироламо Кардано).



В пятнадцать лет делла Порта написал свою первую комедию (она была впервые опубликована в 1589 году) и книгу «Естественная магия» (издана в 1553 году). В том, что делла Порта сочинил в 15 лет пьесу, ничего удивительного нет.

Поразительно то, что в этом же возрасте он написал книгу, которая принесла ему славу. Она была переведена с латыни на многие языки, в том числе на итальянский, французский, испанский, арабский. Ею восхищались крупнейшие ученые Европы, но она принесла автору репутацию колдуна и множество неприятностей.

Первое издание содержало четыре части. Потом их число увеличилось до 20. В них говорилось о причинах чудес, о том, как женщина может стать более красивой и привлекательной, о духах и ароматических водах, превращении металлов, свойствах и использовании магнитов, создании новых видов животных и растений, рыбной ловле и охоте, кулинарии, демонологии и многом другом.

Маловероятно, что делла Порта почерпнул все изложенные в «Естественной магии» сведения у своих учителей и из чтения древних авторов. Похоже, у него были источники знаний, о которых он предпочитал молчать.

Примерно в то же время, когда была опубликована «Естественная магия», то есть около 1558 года, делла Порта организовал тайную академию, члены которой собирались в его доме. Каждый претендент на вступление в академию должен был открыть какую-то тайну природы, секрет которой еще никем не был разгадан.

Собирать секреты природы делла Порта продолжал во время своих поездок во Францию и Испанию. Он встречался с учеными, посещал библиотеки, но главное, отыскивал и покупал редкие книги. В Испании он преподнес королю Филиппу II, человеку крайне подозрительному и увлеченному оккультными тайнами, свое сочинение по криптографии (тайнописи). Филиппу II он посвятил третье издание «Естественной магии». Благосклонное отношение к нему испанского короля впоследствии не раз выручало делла Порту. Неаполь тогда подчинялся Испании.

Далеко не все принимали делла Порту с распростертыми объятиями. Крупнейший французский юрист Жан Боден (1530 — 1596) в своей знаменитой «Демономании магии» обрушился на делла Порту как на колдуна. А по Бодену, колдунов и тех, кто их оправдывает, следовало пытать и казнить. Делла Порта этого избежал, хотя и он, и его академия находились под пристальным наблюдением агентов инквизиции. Он объяснял нападки Бодена тем, что тот гугенот и ненавидит истинных католиков.



В первой книге «Естественной магии» делла Порта объяснял, что существует два вида магии. Один, заслуженно пользующийся дурной славой, основан на сношениях с нечистой силой.

Образованному и порядочному человеку такая магия ненавистна, потому что с ее помощью нельзя раскрыть тайны природы. Ведь она имеет дело с мимолетными образами, которые только смущают сознание. Таковы были египетские мистерии.

Существует иная магия. Это практическая часть философии природы. Ее ценили Пифагор, Демокрит, Платон и все люди, которым дорога наука. Она занимается чудесами природы, разъясняет движение морских вод, окраску радуги, способы превращения металлов в золото, причины землетрясений, появления комет, а также то, как небесные тела влияют на земные предметы и существа. В такой магии ничего плохого нет. Инквизиция придерживалась иного мнения.

Делла Порта предстал перед трибуналами в Неаполе и Риме и, вероятно, пробыл недолгое время в заключении. Папа велел распустить академию и потребовал от Порты воздерживаться от занятий запрещенными вещами, т.е. магией. На римский трибунал ученость делла Порты произвела сильнейшее впечатление, и высшие священнослужители снисходительно приняли его объяснения. Неаполитанский трибунал, наполовину в шутку, приказал ему писать комедии. Делла Порта так и поступил. Но мог ли он отказаться от оккультизма?

Между тем делла Порта нашел могущественного покровителя. Кардинал Луиджи д’Эсте, бывший в натянутых отношениях с папой, слышал от своего врача восторженные отзывы о «неаполитанском волшебнике», решил взять его под свою опеку и в ноябре 1579 года пригласил в Рим. Делла Порта получил деньги и надежную защиту от инквизиции. В «Естественной магии» делла Порта писал, что надо сначала стать богатым, а уж потом заниматься философией. Покупка редких книг и проведение научных экспериментов требовали больших средств.

В 1581 году делла Порта закончил «Хирофизиогномику» — чтение знаков человеческой ладони и в течение многих лет безуспешно пытался ее опубликовать. Она увидела свет лишь через 62 года после смерти своего автора.

В 1583 году у него было готово новое сочинение «Человеческая физиогномика», которую цензоры изучали три года и затем разрешили опубликовать. Она стала самой популярной книгой делла Порта.



Делла Порта всегда подчеркивал свою верность католической церкви. В1585 году он вступил в орден иезуитов. И все же многие его утверждения казались инквизиторам сомнительными. Заниматься предсказаниями и гаданиями было строжайше запрещено. В «Физиогномике» делла Порта учил, как узнать характер человека по его внешности.

Если величина и форма рта и ушей, цвет волос и глаз определяют, ленив ли человек или трудолюбив, умен он или глуп, получается, что нельзя изменить себя. Это противоречит положению о свободе воли. Не случайно Боден писал, что астрология разрешена, если не переходит границы дозволенного, но физиогномика запрещена во всех видах.

А делла Порта не унимался. В 1588 году он опубликовал «Фитогномику», т.е. физиогномику растений — учение о том, как по виду растения определить его свойства.

Растения соответствуют различным звездам, камням и металлам, и это соответствие помогает установить их свойства. Если растение напоминает какой-то орган животного, оно обладает сходными качествами. В том, что растение имеет нечто общее с человеческим органом, намек на то, против каких болезней его стоит использовать.



Растения с похожими листьями или запахом имеют одинаковые свойства. Желтые растения помогают очистить желчь. Черные полезны при меланхолии. Деревья, которые живут много лет, используются для продления человеческой жизни. Травы, растущие в трещинах скал, годятся для того, чтобы разрушать камни в человеческих органах. То же самое с животными. Если у них большие уши, они могут быть полезны при лечении глухоты. Красивые растения и животные способствуют воспроизведению красивого потомства.

Каждая часть света порождает соответствующий ей, ее земле и небу животный и растительный мир. Перемещаясь на новое место, растения и животные меняют свой характер и свои особенности. Целительные возможности растения зависят от того, дикое оно или культурное и где оно растет: в воде, в горах, на равнине, на холме, в ложбине, в глухом лесу или в открытом поле.

Делла Порту не понимали. Все его работы исходили из учения о симпатии и антипатии, согласно которому основа великого единения, существующего в мире, состоит в том, что вещи находятся в гармонии и согласии между собой, так как все они «элементы» одной Вселенной. Симпатия проявляется во внешней форме и цвете тел, связанных между собой взаимными отношениями. На изучении симпатии и подобия основаны искусство составления гороскопов и толкование сновидений.

Делла Порта не отрицал свободу воли и не утверждал, будто все в человеческой жизни предопределено. Он не верил в то, что звезды управляют поведением людей. Он считал, что Вселенная — огромная знаковая система. Тот, кто умеет расшифровать смысл знаков, предвидит будущее, которое не определено до конца, а только намечено в общих чертах. Человек всегда может изменить свою судьбу.

Учиться понимать знаки, «написанные» на каждой вещи, с которой мы сталкиваемся, человек начинает с самого своего рождения. Вот почему 77-летний делла Порта говорил об одной из своих книг, что она результат работы, длившейся 77 лет.

Делла Порта твердо верил в существование универсального языка, на котором записаны тайны природы, и был поглощен его изучением. Он придирался к своим книгам не меньше цензоров, сомневался, имеет ли право раскрывать то, что стало доступно ему. Правильно ли его поймут?

«Но подходят ли такие вещи для того, чтобы открывать их людям? — спрашивал делла Порта. — Не совершу ли я недостойный акт? Ах, перо выпадает у меня и-з руки. Однако мое желание помочь потомству побеждает, так как возможно, что из этого собирания фактов произойдут более великие и замечательные изобретения».

Джамбаттиста делла Порта умер в Неаполе 4 февраля 1615 года, оставив после себя значительное состояние.

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.