Кем в действительности был князь Рюрик – основатель Руси?

26 нояб’ 2016 | 11:53
INNA



Наука, несмотря на высокий уровень развития, до настоящего времени не может ответить на вопрос, кем на самом деле был князь Рюрик – варяг, который правил на землях, где жили финно-угорские и славянские племена. Между историками до сих пор ведутся споры, откуда прибыл тот, кого принято считать основателем Руси.

Существует немало теорий, которые по-разному трактуют происхождение древнего князя. В самом раннем древнерусском летописном своде – «Повести временных лет» — говорится о моменте зарождения русской государственности: жителями Новгорода на княжение были призваны скандинавы. В это время на территории будущей Руси непрестанно шли междоусобные войны. Впрочем, стоит еще хорошо подумать, верить ли этой информации, поскольку никаких иных источников, которые упоминали бы это событие, до нашего времени не сохранилось.

Современная отечественная историография имеет на этот счет несколько своих теорий: норманнскую и антинорманнскую. Те, кто придерживается первой версии, уверены в том, что народ русь, о котором упоминалось в летописи, действительно имел отношение к скандинавам и оказал большое влияние в процессе становления Руси как государства. Приверженцы второй гипотезы не только отрицают влияние варягов, но и говорят о том, что те имели южнобалтийское, славянское и даже туземное происхождение. Сторонники этих двух теорий ведут между собой ожесточенные споры, даже несмотря на то, что подобное строгое разделение имеется исключительно в отечественной историографии, в то время как иностранные специалисты занимают не такие радикальные позиции.

Но, если с норманнскими корнями более-менее все ясно, то антинорманизм заслуживает боле пристального изучения. Первым, кто выступил в пользу теории антинорманизма, был Михаил Ломоносов, известный отечественный академик, которого крайне не устраивало, каким образом немецкие ученые-историки Фридрих Миллер и Готлиб Байер подходили к трактовке «Повести временных лет», то и дело называя невежественными и темными финно-угорские и славянские племена, которые населяли ладожские территории. Конечно, с одной стороны все претензии ученого к работам его немецких коллег вполне оправданны, но с другой – они послужили основой для появления среди патриотически настроенных ученых утверждений о том, что племя русь изначально было славянским, и те, кто утверждает обратное – русофобы.

Стоит отметить, что имя Рюрик было достаточно широко распространено на территории Скандинавии, но несмотря на это, современные сторонники теории антинорманизма всячески пытаются ославянить его. Так, в частности, они утверждают, что данное имя происходит от славянского слова «рарог», что означает «сокол», а «варяг» является производным от слова «варить». Таким образом, варяги, исходя из подобных предположений, вполне могли бы быть солеварами из города Русса, что в Новгородской области.

Антинорманисты предлагают и другие аргументы, в частности, они говорят о том, что русский язык имеет очень немного заимствованных слов из скандинавских языков, в отличие от населения Британии, которое активно пополняло свой словарный запас из языка викингов, своих завоевателей. Впрочем, данное утверждение достаточно легко опровергнуть: староскандинавские и англосаксонские наречия в тот исторический период были довольно близки. И если, к примеру, посмотреть на Сицилию, в которой также существовали государства викингов, то здесь отчетливо видна картина, схожая с Русью – заимствований крайне мало.

Нужно отметить, что ввиду наличия очень небольшой базы источников, нет никакой возможности утверждать что-либо. В то же время, подобное положение вещей дает большой простор для различных трактовок тех событий, которые в этих источниках описаны. Помимо рассказов самих викингов, в которых можно найти упоминания о посещении Ладожского региона, а также единичных историй путешественников, историки могут возлагать надежды исключительно на археологов.

Отметим, что археологи действительно находят немало следов пребывания древних скандинавов в Приильменье. Рюриково городище, которое предположительно было резиденцией Рюрика и его потомков, является настоящей находкой для исследователей. Проведенные археологические раскопки, что в период предположительного призыва варягов, то есть, в середине IX столетия, скандинавские артефакты встречались довольно редко, и только к началу следующего столетия их количество возросло в несколько раз.

Самыми ранними из обнаруженных артефактов были женские украшения, в частности, броши, которые встречаются в поселениях шведских викингов Бирка. Примерно к тому же историческому периоду ученые относят и шейные стальные кольца, некоторые из которых были украшены подвесками в виде молота Тора (как известно, это скандинавский бог грома). Во время раскопок были также обнаружены и другие украшения, в том числе, кольца, а также одежда и некоторые предметы обихода, аналоги которых находят на территории Швеции.

В таком случае возникает вопрос, почему события, которые описаны в «Повести временных лет», вызывают столько сомнений? По словам польского археолога Владислава Дучко, автора книги «Викинги русь», составитель летописи считал их делами давно минувших дней. Так, к примеру, если проанализировать эпизод, в котором говорится, что Рюрик с собой привел «всю русь», прогнав перед этим варяг, становится понятным, что автор эти два народа разделяет: есть варяги, чужеземные грабители, пришедшие из-за моря, и есть русь – совершенно иные варяги. В летописи сказано, что одни варяги назывались Русью, а другие – шведами, норманнами, англами и готландцами. К слову сказать, в тот период времени, о котором говорится, все эти названия народов известны не были.

Составителю летописи действительно было известно о приходе Рюрика, но он помещал это событие в те средневековые реалии, в которых жил сам. Понятие «варяги», которое он упоминает, является анахронизмом, поскольку оно появилось в конце Х столетия на Востоке. Помимо этого, названия городов, которые упоминаются в летописи, в середине IX столетия просто не существовали.
А указание на то, что Рюрика пригласила местная знать, является попыткой придать данному событию легитимности. Приглашения, вполне очевидно, не было, поскольку подобное соглашение требовало наличия одного властителя, а его у племен, на тот момент населявших регион, не существовало.



С подобными непростыми вопросами сталкиваются историки и в тех случаях, когда речь заходит о происхождении самого Рюрика. Еще в начале XIX столетия было высказано предположение, что скорей всего, речь идет о представителе датской королевской семьи Рёрике, племяннике или брате короля Дании Харальда Клака. Это была реально существовавшая историческая личность, упоминания о которой имеются в Анналах королевства франков. В этом источнике он показан как викинг, не знавший страха, который прославился большим количеством военных походов.

В рассказе о нем отсутствует тот временной отрезок, который примерно совпадает со временем княжения Рюрика. Это дало возможность некоторым особо смелым историкам заявить о том, что именно Рёрик и является тем самым варягом, основателем Руси. В действительности же, существующих источников явно недостаточно для того, чтобы сделать подобный вывод.

Впрочем, и считать Рюрика фантазией летописца также не стоит. Очевидно, он был реальным историческим персонажем, но к моменту написания «Повести временных лет» события, связанные с его именем были настолько далеким прошлым, что кроме имени, от князя ничего не осталось. Поэтому историю Рюрика необходимо рассматривать как крайне упрощенную, с частью элементов сильно искаженных, и с частью – придуманных.

Летописец путался в датах. Так, к примеру, когда он писал о приглашении Рюрика, то попутно сообщил об изгнании варягов, ранее облагавших жителей региона данью. Затем летописец сообщил о смерти братьев князя, Синеуса и Труора, которая произошла два года спустя, но в то же время оставил несколько записей за последующие годы пустыми. Все это наталкивает на мысль, что летописец пытался из имевшейся у него скудной информации выжать хоть что-то и придумать собственный ход событий. Это предположение становится еще более очевидным в том месте, где летописец писал о походе Руси на византийскую столицу. Автор датировал это событие 866 годом, хотя другие источники утверждают, что произошло оно в 860 году.

Так откуда же пришел Рюрик и его русь? Большинство предметов, обнаруженных во время раскопок поселений Рюриково городище и Ладога, происходят из Швеции. Если проанализировать хронологию появления с середины IX столетия поселений на реке Волхов, то вполне можно сделать предположение, что там норманны обитали в большом количестве, а, возможно, и составляли большинство среди населения. Более того, даже в верховьях реки Волга, на востоке, во время раскопок обнаруживают поселения, содержащие следы культуры скандинавов, которые осели на этих землях. Без сомнения, на местные племена они оказывали большое влияние.

Существует немало теорий о том, как Рюрика позвали на княжение. По мнению некоторых историков, с ним и его дружиной туземные народы подписали договор о приеме их на службу в качестве наемников. По словам других, Рюрика пригласили по той причине, что на землях, где обитали словене, чудь, кривичи и весь, не было порядка.

Однако наиболее вероятной является третья теория, которая говорит о том, что русь Рюрика не отличалась абсолютно ничем от тех варягов, которые собирали дань с местного населения и были изгнаны. Просто выгнать Рюриковичей оказалось крайне сложной задачей.

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.