Бой освещает облака
«Skipper 190s on a starboard… roger… (грохот очередей) …заходит сзади… ганнер ю копи… ганнер…»(«Командир, 190-е справа, понял…»)
Но стрелок не успел ответить командиру — в один миг вся хвостовая часть была оторвана пушечной очередью. Обломки неслись к земле: «Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!»«Браунинги» клинило от перегрева, но эти чертовы FW-190 словно не чувствовали попаданий. Оглушительный пушечный залп — и «крепость» пошла к земле, по частям. Через несколько минут все было кончено. Внизу пылал Геттинген. В закопченном небе оседали купола американских парашютов.Небо украсили свастики и черные кресты. Герои люфтваффе пошли на снижение, но путь им преградили трассы 50-го калибра — к месту битвы подтянулись запоздалые «Мустанги».Через несколько минут все было кончено — над разрушенным Геттингеном повисли купола немецких парашютов.Двадцать девять FW-190 ценой потери одного P-51.Описания боя в различных источниках различаются деталями и модификациями самолетов, но общая картина выглядит однозначно. Бомбардировщики сожгли город, их сожгли «Фокке-Вулфы», которых сожгли «Мустанги».
Сентябрь 1944 года, 75-летию тех событий посвящается
445-я бомбардировочная группа заблудилась, вышла не на ту цель, осталась без прикрытия и схлестнулась в бою со «штурм штаффелями» из состава 3-й, 4-й и 300-й эскадр люфтваффе.Эскадрильями ПВО, оснащенными особой модификацией FW-190 — «Штурмбок» («Таран») и укомплектованными фанатиками и штрафниками. По легендам, пилотов «штурм штаффелей», вернувшихся без побед, на земле ждал расстрел. Но это всего лишь легенды.445-я бомбардировочная группа погибла почти в полном составе. Из 35 «Либерейторов» (по другим данным, 37) на базу вернулись всего четыре, из которых трое восстановлению не подлежали.Легкость, с которой «Штурмбоки» разделались с «Либерейторами», показывает, насколько эффективными были истребители FW-190A-8/R8 при встрече с четырехмоторными крепостями.Однако скорость, с которой «Фокке-Вулфы» «слили» воздушный бой «Мустангам», вызывает еще больше вопросов.Даже при неучтенных потерях от огня бомбардировщиков, записанных в счет побед «Мустангов» (таких было как минимум шесть), общая картина боя над Геттингеном свидетельствует, что с истребителями FW-190A-8/R8 было что-то не так. Подозрения подтверждаются всей дальнейшей историей и тактикой применения «Штурмбоков».
Осада «крепостей»
Для тех, кто не привык читать долгие тексты, вся суть — в одном абзаце. Типичный «фронтовой» истребитель того периода — одномоторный поршневой самолет со взлетной массой около 3,5...4 тонн, из которых до 40% могло приходиться на полезную нагрузку (топливо, оружие, боекомплект, авионику) имел мало шансов справиться с «летающей крепостью». Для этого ему бы потребовалось сделать несколько заходов, что на практике было маловероятно. Не хватило бы ни времени, ни боекомплекта.Читатели могут привести в пример рейд на Швайнфурт и Регенсбург (1942). Но он лишь подтверждает мой тезис. Люфтваффе пришлось стянуть к месту событий почти 400 Ме-109G и FW-190, которые «кусали» армаду бомбардировщиков на протяжении всего рейда — за час до подхода цели и на обратном пути. Сбили 60 «крепостей», но сколько у них заняло по-времени? Б-17 успели отбомбиться, цель разрушена.Большинство истребителей той эпохи в лучшем случае были вооружены одной-двумя пушками калибра 20 мм. У немцев в разгар войны появились четырёхпушечные модификации «Фокке-Вулфов», но их число в разы уступало «Мессершмиттам».Вторая пара пушек на большинстве FW-190 до конца 1943 г. состояла из MG-FF. По массе снаряда и совокупности др. характеристик MG-FF лишь отдаленно напоминала другие артсистемы калибра 20 мм. По дульной энергии она даже уступала 12,7-мм пулемету УБС. Именно поэтому MG-FF оказалась достаточно легкой, чтобы стать дополнением к паре MG-151/20 у истребителей «Фокке-Вулф». Или кто-то полагал, что убер-инженеры наши способ радикально увеличить % полезной нагрузки?Большинство истребителей и у нас, и у немцев, и у союзников были вооружены примерно на одном уровне. «Мессеры», «Яки» — одна-единственная мотор-пушка. Двухпушечные «Лавочкины» появились только к середине войны.
Абсолютный сплав стали и огня. Пушка ШВАК, установленная в развале цилиндров двигателя М-105
Где обычным истребителям взять огневой мощи, чтобы справиться с « летающей крепостью»?
Площадь её крыла — как у трех «Юнкерсов», четыре мотора, многократное дублирование и рассредоточение всех важных систем, прикрытых 900 кг броневых плит.
Настоящей «экзотикой» стали 37-мм пушки «Аэрокобр» и Як-9Т. Огневая мощь никогда не была излишней, но чересчур сильная отдача и мизерный б/к делали их спорным решением в воздушном бою. Только снайперский огонь одиночными выстрелами. Неслучайно потенциал «Авиакобры» был раскрыт только в СССР, где они попадали в гвардейские полки. Их пилотировали настоящие асы и летчики-снайперы, способные «оседлать» любую технику и воспользоваться её скрытыми достоинствами.У немцев не было ни «Аэрокобр», ни Як-9Т. Но были армады «крепостей» над головой.Лучшее, что смогли придумать убер-инженеры, — заменить две 20-мм пушки в наружной части крыла «Фокке-Вулфа» на орудия калибра 30 мм с боекомплектом 55 снарядов на ствол. Вторую пару пушек в корневой части крыла оставили без изменений (MG.151/20 с боекомплектом 250 снарядов).Увеличение калибров прошло без значительных последствий. Ведь в плане маневренности и ЛТХ истребителю FW-190A-8 деградировать было уже некуда. Немало постарались и создатели пушки MK.108, создав компактный «обрез» с длиной ствола всего 18 калибров.Для экономии веса на многих «Фокке-Вулфах» демонтировались синхронизированные пулеметы MG.131 ввиду отсутствия в них смысла при наличии столь мощного пушечного оружия. Однако данная мера уже никак не могла спасти «Фоку» от перегруза.
Сколько волка ни корми, а слон все равно больше
Отвратительная баллистика немецких 30-мм авиапушек отчасти компенсировалась размерами воздушных целей. Таким же образом решалась проблема выбора упреждения при стрельбе разными калибрами (2х20 мм, 2х30 мм). Главное — сблизиться и дать очередь, засыпая пространство раскаленным металлом. В отличие от «свистелок» Me.262, из-за значительной разницы в скорости проводивших вблизи цели доли секунды (чтобы пальнуть разок и скрыться в облаках на 800 км/ч), тихоходный «Штурмбок» имел достаточно времени, чтобы сблизиться со стороны хвоста, прицелиться и «накормить» крепость бикалиберным огнем.Этот прекрасный план был неполным без одного обстоятельства. При указанной схеме атаки истребитель гарантированно подпадал под интенсивный обстрел.У фронтовых бомбардировщиков ВМВ число оборонительных «стволов» зачастую превосходило число членов экипажа (яркий пример — Ю-88). Как только противник выходил из зоны обстрела одного пулемета, стрелку (штурману, бомбардиру) в тесной кабине приходилось ползти к следующему, приводить его в боевое положение и целиться снова. Данное обстоятельство сильно обесценивало значение оборонительных средств.Именно по этой причине 90% воздушных побед на Восточном фронте, и с нашей, и с немецкой стороны, было одержано истребителями с дистанции менее 100 метров. Заходили с хвоста — и били в упор. Стрельба с больших дистанций была повсеместно признана неэффективной, на грани полной бесполезности.Но всё менялось при встрече с Б-17 и Б-24.
Б-17 и Б-25 в совместном полете. На самом деле Б-25 "Митчелл" не лучший пример в этом сравнении; один из самых крупных двухмоторных бомбардировщиков, со взлетной массой, большей, чем у двух Пе-2 или трех пикировщиков Ю-87. Но даже он радикально уступал по размерами Б-17. Красноречивое свидетельство того, насколько необычной целью была "летающая крепость"На её борту имелось достаточно места для размещения 10-11 членов экипажа. Каждый сектор пространства прикрывала одна или несколько турелей, со своими стрелками — плотность огня не позволяла безнаказанно приближаться к ним даже на короткое время.Искусством ведения снайперского огня в люфтваффе владели единицы. Баллистика немецких авиапушек также не поощряла попытки стрелять с дистанций более 150 метров. Поднятым на перехват немецким истребителям следовало научиться «держать» хотя бы несколько попаданий 12,7-мм пуль, пока их пушечная очередь с малой дистанции не сразит четырехмоторную цель.
Главная особенность «Штурмбока»: исключительная по авиационным меркам защищенность
Заводской комплект R-8 (Rustsatzе 8) для превращения в полевых условиях FW-190A-8 в «штурмовой» истребитель, помимо замены пушек, предусматривал бронестекла толщиной 30 мм для подвижной части фонаря кабины. Снаружи кабину окутали накладки из стали, дополнительную защиту получили снарядные ящики пушек. Все это монтировалось на «Фокке-Вулф» поздней модификации А-8, и без того имевшего внушительную защиту:— лобовое стекло — 57 мм;— боковые передние скосы фонаря — 30 мм;— бронекольцо вокруг воздухозаборника — 5 мм;— бронекольцо вокруг предыдущего кольца — 3 мм;— нижняя часть капота — 6 мм;— плита перед снарядным ящиком крыльевой MK108 — 20 мм вертикально;— плита над снарядным ящиком крыльевой MK108 — 5 мм горизонтально;— накладки по бортам кабины — 5 мм;— плитка под отсеком MG131 — 5 мм горизонтально;— плитка от предыдущей плитки до лобового бронестекла — 5 мм;— бронеспинка — 5 мм;— бронеплитка защищающая плечи сзади — 8 мм;— бронезаголовник — 12 мм.Выбор типа истребителя на роль охотника за «крепостями», для которого имело смысл проводить работы по повышению защищенности. Здесь выбор FW-190 перед Me-109 был очевиден. Широкий 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Фокке-Вулфа» защищал собой кабину пилота. Одновременно он обладал достаточной живучестью, чтобы продолжать работу при потере одного или даже нескольких цилиндров. Наконец, FW-190, по мнению немцев, еще сохранял модернизационный потенциал. В отличие от «Мессершмитта», чья взлетная масса была меньше почти на тонну, а возможности конструкции достигли предела еще в 1942 году.Немцы взяли самую тяжелую 4-пушечную модификацию «сто девяностого», и без того уступавшего в маневренности всем ровесникам, и добавили еще защиты и оружия!
А теперь мы со всем этим попытаемся взлететь…
18 квадратных метров крыла позволяли 5-тонной машине оторваться от ВПП, но дальше начались очевидные трудности.В процессе эволюции FW-190 были затронуты многие параметры: добавлялось и убавлялось вооружение, повышалась живучесть, росла мощность двигателя, появились новые моторы, о которых даже не мыслили при создании этого истребителя (проект «Дора»), менялась внутренняя компоновка, корректировалась длина фюзеляжа. Изменялось все, кроме площади крыла. Новое крыло означало бы создание и запуск в серию нового самолета. Такого немцы позволить себе уже не могли.Более 270 кг на кв. м крыла на взлете! Даже при «боевой массе» с 50%-ным остатком топлива удельная нагрузка на крыло FW-190A-8/R-8 оставалась слишком велика для истребителя его эпохи.
Поздние модификации «Фокке-Вулфов» слишком медленно набирали скорость и высоту. Двигателей достаточной мощности для 5-тонных истребителей у немцев в наличии не было.На это счет имелось два решения: плохое и очень плохое.Очень плохим решением было оставить всё как есть. Плохим — попытаться создать хоть что-то на основе имеющихся технологий. В результате у люфтваффе появилась система форсажа MW-50 (Methanol-Wasser), которую многие военные историки от авиации считают образцом немецкой расчетливости.
Почему у Ганса заглох мотор
У немцев не было своего аналога «Мерлина» или «Дабл Уоспа» с турбонагнетателем от выхлопных газов, но и не надо. Смеси воды и метанола хватало на 20 минут — на всю продолжительность воздушного боя. Мощность ВМW-801D-2 у истребителя «Фокке-Вулф» увеличивалась на внушительные 20%, достигая на пике 2100 л.с., как у лучших истребителей союзников с моторами воздушного охлаждения.Правда о системе MW-50 такова: вне зависимости от ёмкости бака длительность непрерывной работы мотора с применением смеси не могла превышать 10 минут. Но самое неприятное — систему нельзя было активировать там, где она была необходима больше всего, на больших высотах. Где находился противник. Для запуска MW-50 требовалось снижаться ниже 5000 м. Данное обстоятельство нарушало немцам всю организацию воздушного боя.Это далеко не все ограничения на впрыск водо-метанольной смеси. Ганс нажал красную кнопку, мотор взревел — и заглох.Типичный образец немецкой инженерии. Технологии будущего.
Небесный тихоход
Разгоняться в пикировании, соревнуясь в скорости с другими истребителями, FW-190A-8/R-8 мешал аэродинамический облик, испорченный навесными элементами защиты. Плюс изуродованное пушками крыло. Плюс тупоносый фюзеляж со «звездой» воздушного охлаждения. Конструкторам истребителей с такими двигателями (Ла-5, «Тандерболт») требовалось прилагать значительные усилия, чтобы добиться показателей, аналогичных остроносыми «Яками», «Мустангами», «Спитами» и пр. истребителям с моторами с жидкостным охлаждения. Конструкторы FW-190, в какой-то момент просто на все «забили»…Все, на что мог рассчитывать FW-190A-8 в воздушном бою, — это его превосходная живучесть.Даже без применения «Рюстзац-8» он мог выдержать на несколько попаданий больше, чем обычный истребитель. Но при появлении в воздухе вражеских истребителей ему наступал конец. Для «Мустанга» такой противник представлял тихоходную маломаневренную цель. Аналог фронтового бомбардировщика, к тому же лишенного хвостовой оборонительной установки. Заход в хвост после первого виража — и очередь в упор. И никакая защита не спасет того, кто позволит расстреливать себя из шести «браунингов», извергающих по 70 пуль в секунду.Постараюсь выбрать подходящие слова, чтобы удовлетворить вкусам взыскательной публики. Охотник за крепостями, «Штурмбок», как и его «базовая версия» FW-190A-8, — не истребители в классическом понимании.Все восторги по поводу их высокой живучести и могучего вооружения (четыре 20-мм длинноствольные (!) пушки или 2х20 + 2х30 мм) следует сопровождать пояснением: к середине 1944 года FW-190 истребителем быть перестал.Это был «ганшип», летающая огневая точка, которую до выхода к строю бомбардировщиков требовалось прикрывать «обычными» «Мессершмиттами». По правде говоря, Ме-109 надо было самих прикрывать от истребителей союзников, настолько отсталыми были ЛТХ немецких истребителей к концу войны.
Могли ли советские МиГ-3 перехватить Б-17?
Направление эволюции FW-190 и факт появления «Штурмбоков» свидетельствует о следующем. Дискуссии и сравнения могущества вооружения истребителей, сделанные на основе их способности перехватывать четырехмоторные бомбардировщики, не имеют смысла.Смогли бы высотные МиГ-3 сбить Б-17 в случае гипотетического конфликта с англосаксами? Или Ла-7? Ответ: вопрос задан некорректно. Нужно четко различать задачи.Типичное вооружение истребителей эпохи ВМВ (1-2 пушки или несколько пулеметов) полностью удовлетворяло их назначению. Борьба с воздушными целями, которые по своей взлетной массе (и всем связанным параметрам) в разы отличались от «летающих крепостей».Немцы создали уникальный истребитель, способный при свете дня эффективно бороться с четырехмоторными бомбардировщиками. По крайней мере, в расчетных условиях он демонстрировал выдающиеся результаты.И это не какая-то малочисленная экспериментальная серия.
Тяжелейший FW-190A-8 — самая известная и самая массовая модификация «Фокке-Вулфа», выпущенная в количестве 6655 единиц
Учитывая приоритеты и основной характер задач люфтваффе в 1944 году, а также тот факт, что 2/3 немецкой авиации действовало на Западном фронте, FW-190A-8 с его съемными заводскими комплектами может уверенно претендовать на роль лучшего немецкого истребителя.Из-за неизбежного прогресса и времени его появления (поздний период войны) «Фокке-Вулф» 190A-8 также может считаться самым технически совершенным из истребителей, созданных в Третьем рейхе. Из тех, что успели принять массовое участие в боевых действиях.Слабость концепции «Штурмбоков» состояла в том, что «крепости» редко появлялись без сопровождения. Эскортные «Мустанги» за счет значительной взлетной массы (на взлете — 5 тонн, «бочки с бензином») и ламинарного крыла, повышавшего топливную экономичность в дальних рейдах, научились сопровождать стратегические бомбардировщики по всему маршруту. В случае тревоги они могли сбросить громоздкие ПТБ и превратиться над любой точкой Европы в обычные истребители, не уступающие по ЛТХ своим т.н. фронтовым коллегам.
«Штурм штаффелям» удалось одержать несколько громких побед. Помимо бойни над Геттингеном, известен разгром в небе над Лейпцигом в ноябре 1944 г. В тот раз избежать потерь среди «Штурмбоков» позволила тактика, при которой 109-е «Мессершмитты» связали боем «Мустанги» эскорта. Если говорить более откровенно — пожертвовали собой.Но уже скоро выяснилось, что обеспечивать взаимодействие «штурмовых» групп и групп прикрытия становится невозможно. Для этого у люфтваффе уже не хватало ни топлива, ни аэродромов, ни техники. Территория рейха стремительно сокращались — в последние месяцы войны, вылетев на перехват «крепостей», можно было столкнуться в воздухе с советскими Ла-5.Финал эволюции FW-190 — это попытки облегчить машину. Вернуть ей возможность вести воздушный бой, действуя в условиях абсолютного господства истребительных сил противника.Для производства защитных комплектов также перестало хватать материалов. К слову, существовало несколько вариантов «Рюстзац» — для превращения истребителей в самолеты различного назначения. Наиболее известными были R-2 и R-8, обвесы для перехватчиков «крепостей». По мнению историков-моделистов, R-2 и R-8 существовали только в теории. В полевых условиях все самолеты имели разный состав вооружения и защиты, зачастую комплекты применялись не в полном составе. Само понятие «Штурмбок» (Sturmböcke) появилось поздней осенью 1944, когда история сверхзащищенных перехватчиков подходила к концу.
Эпилог
«Штурмбок» был такой один, и сравнивать его просто не с кем. По совокупности ЛТХ не похож на все известные истребители, но таковы были приоритеты люфтваффе.Главным недостатком «Штурмбока» стало то, что он обещал защитить небо рейха, но не выполнил своего обещания. В эпоху поршневых моторов оказалось невозможно построить истребитель с мощным вооружением, способный самостоятельно, без значительных потерь прорваться к строю бомбардировщиков сквозь истребительный эскорт.Возможность строить такие самолеты появилась после войны, с развитием реактивных двигателей. МиГ-15 был способен на равных драться с любым противником, сохраняя возможность одним залпом свалить четырехмоторный бомбардировщик. Но медлительные поршневые «крепости» уже уходили в историю.Что касается спора о лучших истребителях люфтваффе, то он, несомненно, потребует продолжения. У немцев имелись другие интересные образцы авиатехники. Кто из них и в какой период мог претендовать на звание лучшего? Смею заверить, там будет немало сюрпризов.