Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор

03 июня’ 2020 | 12:21
INNA


Конный бой. Барельеф изображает битву между ионийскими греками и галатами, причем победа за греками. На нем мы видим греческого всадника в доспехах, лошадь которого перепрыгивает через упавшего галата, а слева пеший галат пытается прикрыть себя щитом. Еще один галат падает с лошади вниз головой. Уже в начале 3 века до н. э. кельтские галаты неоднократно вторгались в Малую Азию. Данный рельеф относится, вероятно, к войне 168—166 до н. э., в которой Евмен II, царь Пергама, одержал блестящую победу над галатами. Сельчук, Малая Азия, Турция (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)

В то время произошёл немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Азии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги.
А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придёт в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Азия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская!
Деяния апостолов 23:28



«Старики». Фрагмент Северного фриза Парфенона. Венский фрагмент с головами двух пожилых, обращенных друг к другу бородатых мужчин, изображает так называемых таллофоров — достойных граждан, участвующих в процессии с оливковыми ветвями в руках. Точное расположение фрагмента внутри фриза известно по рисункам французского художника Жака Керри, который в 1674 году сделал детальные исследования Парфенона, а чуть позже, в 1687 году, венецианцы под руководством Франческо Морозини разрушили большую часть храма во время осады города. Датируется 442 — 438 гг. до н.э. (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)


Итак, сегодня наш рассказ пойдет про четвертое чудо света – храм Артемиды в Эфесе. К сожалению, из семи чудес, которые были известны в эпоху Древнего мира, до нас дошло только лишь одно – три пирамиды в Гизе. Все остальные были разрушены и если от них что-то и осталось, то зачастую это даже не руины, а лишь какие-то фрагменты того же декоративного убранства, либо каменные блоки, вмурованные в стены более поздних построек и крепостей. Примерно так же обстоит дело и с этим величественным храмом, однако тут нам повезло немного больше. Впрочем, обо всем по порядку…

А было так, что жители материковой Греции постоянно нуждались в жизненном пространстве и периодически выводили часть своих граждан в колонии. Кстати, вполне демократичным путем. Кому оставаться, а кому ехать решал жребий, то есть воля богов. Одна из таких колоний была основана в Малой Азии напротив острова Самос и получила название Эфес. Город быстро разбогател, поскольку имел выгодное месторасположение, и разросся. Рядом с городом оказалось небольшое святилище местной богини плодородия в виде многогрудой женщины. С чего приплывшие сюда греки отождествили ее со своей богиней Артемидой – целомудренной девой, богиней Луны, охотницей, покровительницей молодых женщин, животных и… родов, не вполне понятно. Но так было. А всякой богини нужен храм и эфесцы решили его построить. Но денег у них на это не было до тех пор, пока город в 560 году до н.э. не завоевал лидийский царь Крез, богатый ну просто до невозможности. И хотя город он и завоевал, ссориться с греческими богами и особенно богинями явно не решился, а напротив – внес щедрые пожертвования на строительство храма Артемиды и даже… преподнес ему несколько колонн. Тут уж строить храм нужно было обязательно.

Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
Статуя богини Артемиды, обнаруженная в 1912 г. (Национальный музей, Триполи).

Поскольку в Малой Азии были часты землетрясения, местом для него выбрали заболоченный район, надеясь, что мягкий грунт смягчит толчки. Вырыли глубокий котлован, положили на дно балки из обугленных дубовых стволов, а сверху засыпали все это толстым слоем каменной крошки. Вот на таком фундаменте и построили первый храм. Его размеры были очень внушительны: длина 105 м, ширина 51 м, а поддерживали его кровлю 127 колонн высотой 18 метров каждая. Балки крыши были из кедра, а двери из кипариса. В целле – святилище храма – находилась двухметровая статуя богини из виноградной древесины, облицованная золотом и серебром


Раненая амазонка. Рельеф был найден перед театром в Эфесе, где он был встроен в дорожную мостовую. Предположительно, он находился на алтаре храма Артемиды. Впрочем, последнее предположение очень спорно Сельчук, Малая Азия, Турция (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)

Удивительно, но так уж вышло, что храм этом оказался тесно связан и с судьбой другого великого человека античной эпохи – Александра Македонского. Случилось так, что новый храм не простоял и десяти лет, как был подожжен безумцем Геростратом, решившим таким образом обессмертить свое имя в веках. Он так прямо и сказал об этом на суде и… жители Эфеса решили принести клятву никогда его имя не произносить, чтобы еще и так его наказать за столь кощунственный поступок. Но, видно, кто-то из эфесцев все же проболтался, иначе как бы выражение «Слава Герострата» стало бы крылатым?

Возникает вопрос: как может сгореть каменный храм? Но дело в том, что в греческих храмах было много дерева. Это и перегородки внутри храма и двери, и потолочные перекрытия. Были богатые драпировки, пожертвованные храму сосуды с маслом. Все это прекрасный горючий материал. К тому же от жара мрамор превращается в известь. Так что неудивительно, что храм от пожара разрушился до основания. Но тем удивительнее, что между растрескавшимися стенами и обугленными балками эфесцы нашли статую Артемиды, практически не тронутую огнем. Это посчитали знамением, желанием богини, чтобы ее храм был восстановлен на этом самом месте. Более того, сличив даты, эфесцы узнали, что именно в день, когда сгорел их храм, в далекой Пелле родился сын могущественного царя Филиппа Македонского Александр. Во все времена находились ехидные и злоречивые люди, вот и то время нашлось не мало тех, кто начал спрашивать эфесцев, почему их Артемида не спасла свой храм от пожара, на что они придумали очень достойный ответ: «В ту ночь Артемида оказывала помощь при родах Александра в Пелле вблизи Салоник».


Коринфская мраморная капитель из палестры гимнасия в порту Эфеса 1 века н.э. Отличается очень четко определенными формами. Канонические элементы коринфской капители полностью реализованы, но при этом обходятся без мелких украшений и излишеств. Этот компонент является свидетельством эффективной работы архитекторов имперского времени. Средний Императорский период. Место обнаружения: Эфесская портовая гимнасия, «Мраморный зал» Сельчук, Малая Азия, Турция (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)


Известие о гибели храма потрясло всю Грецию. Начался сбор пожертвований на создание нового храма, еще более прекрасного. Строительство поручили архитектору Хейрократу, который начал с того, что превратил в его новый фундамент оставшуюся груду развалин. Их разровняли, утрамбовали и обложили плитами мрамора. После этого основание увеличилось до 125 м в длину и 65 в ширину. Количество колонн – 127, менять не стали, но 36 из них получили резными барельефами в основании высотой в человеческий рост. На них были изображены фигуры греческих богов и героев. Новый храм стал выше на два метра за счет более высокого основания, и еще он получил кровлю из каменных плит, лежавшую на каменных же балках, чтобы какой-нибудь Герострат его опять не поджег.

Интересно, что судьбы храма и Александра Македонского вновь пересеклись в 334 году до н. э., когда он посетил его после того как нанес поражение персам, высадившись в Малой Азии. В честь богини он организовал перед храмом церемониальное шествие, а жителям Эфеса пообещал дать денег на содержание нового храма и оплатить расходы по его строительству. Предложение было заманчивым, но жителям Эфеса оно не понравилось прежде всего потому, что в их глазах даже великий Александр был всего лишь… варваром (а варваром в Греции считали всех, кто не говорил на греческом языке) и чужеземцем, хотя и опасным, и они прибегли к хитрости. Они заявили, что видят в нем бога (у нас в учебниках обычно писали, что богом объявили его египетские жрецы) и отклонили предложение Александра под тем предлогом, что богу не пристало сооружать храмы в честь богини. Лесть во все времена действовала на людей безотказно. Вот и Александру такое заявление польстило, и он покинул эти места.

Нужно отметить, что храмы в Древней Греции, в том числе и храм Артемиды в Эфесе не были просто центром религиозного поклонения. Храм еще и выполнял роль крупного банка и места заключения сделок, поскольку гарантом честности являлось его божество. Всякий, кому требовались деньги, мог пойти в храм, привести с собой поручителей и обратиться к его главному жрецу с просьбой о ссуде. То есть он играл роль… директора банка, вот даже как. Обычно процентная ставка равнялась десяти процентам, то есть если человек брал, скажем сто талантов, то ежегодно платил по десять талантов в качестве процентов. Интересно, что города платили меньше — шесть процентов, причем если городу требовались деньги на войну, то жрецы храма Артемиды брали всего лишь полтора процента – вот так вот они войны и спонсировали.


Охота амуров на львов. Сцена театра входила в число богато украшенных архитектурных ансамблей римского Эфеса. Его трехэтажный фасад был украшен скульптурами, в том числе и этим рельефом. Композиция фриза характерна для культуры эллинизма. Место обнаружения: Эфесский театр. Сельчук, Малая Азия, Турция. (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)

Храм пользовался всеми своими привилегиями и при римлянах, вот только его богиня-покровительница стала называться Дианой. Лишь в 262 году н.э. он был разграблен и частично разрушен готами. А спустя 118 лет император Феодосий и вовсе запретил язычество, сделав государственной религией христианство, после чего храм стали использовать в качестве каменоломни. Поработали над ним и христиане, и турки-сельджуки, и арабы, остатки фундамента занесло илом, поскольку рядом протекала река Каистра, так что когда в эти места пришли, наконец, турки-османы, они даже и предположить не могли, что здесь когда-то стояло четвертое чудо света!


Артемида Эфесская. Римская копия 1 века н.э. со статуи Храма Артемиды (Эфесский музей, Турция)

Интересная история, не так ли? Но нас, однако, в не меньшей степени интересует история археологических исследований Эфеса. А она началась еще в 1863 году, когда британский архитектор и инженер Джон Тертл Вуд, который с 1858 года проектировал здания станций железной дороги на линии Смирна — Айдын, заинтересовался бесследно пропавшим храмом Артермиды в Эфесе, который, однако, упоминался в Новом завете (Деяния апостолов 19:34). То есть не одного только Генриха Шлимана вдохновили на раскопки древние строки. Кроме него были и другие. Вуд получил фирман от Порты на проведение раскопок, деньги дал Британский музей, и Вуд начал копать. В феврале 1866 года, раскапывая театр Эфеса римского времени, Вуд обнаружил надпись на греческом языке, сообщавшую, что из храма в театр через Магнесийские ворота перевозились золотые и серебряные статуэтки. Год спустя он нашел Священный путь, которым Артемисион соединялся с городом. Наконец 31 декабря 1869 года Вуд сделал свое главное открытие: обнаружил, что руины храма покрыты шестиметровым слоем песка, после чего провел поистине титаническую работу: с 1872 по 1874 год удалил около 3700 кубометров песчано-каменистого грунта. Причем, сумел отправить в Британский музей ни много ни мало, как около 60 тонн различных фрагментов скульптуры и архитектуры. Но из-за тяжелых условий здоровье его пошатнулось и в 1874 году он возвратился в Лондон.


Основание колонны храма Артемиды в Эфесе. Первая фигура, вероятно, изображает Таната, вторая Алкестия, затем Гермес, Персефона и Гадес (но его не видно). Ок. 320 г. до н.э. (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)

Научной общественности было очевидно, что сделано выдающееся открытие, но… что раскопано там далеко не все! Поэтому в 1895 году немецкий археолог Отто Бенндорф, договорившись с австрийцем Карлом Маутнером Риттером фон Мархофом о субсидии в 10 000 гульденов, возобновил там раскопки. А в 1898 году Бенндорфом был основан Австрийский археологический институт, который и сегодня играет ключевую роль в исследованиях Эфеса. С того времени австрийские ученые вели там раскопки практически непрерывно, вернее с перерывами на две мировые войны, и продолжаются там и сейчас с 1954 года. Правда, с этого года копать там стала и такая уже местная организация, как Археологический музей Эфеса. Англичане там тоже копали и в 1903 году сделали важное открытие: археолог Дэвид Хогарт нашел «сокровище Артемиды» — 3000 прекрасных жемчужин, золотые серьги, булавки для волос, броши и монеты из электрона – сплава золота и серебра, оказавшиеся древнейшими чеканными монетами. В 1956 году там раскопали мастерскую великого Фидия, где нашлись три копии статуи Артемиды из первого, сгоревшего храма. Так что раскопки там продолжаются уже больше века, но несмотря на это исследовано всего лишь 10 % общей площади древнего Эфеса, настолько он оказался велик. Правда, в сентябре 2016 года Турция отозвала лицензию австрийских археологов вследствие ухудшения отношений между Анкарой и Веной. Но ожидается, что они будут продолжены после выяснения отношений между этими странами. Увидеть находки из Эфеса можно в Венском дворце Ховбург, где имеется целый Венский музей Эфеса, в Археологическом музее Эфеса в городе Сельчук в Турции, то есть практически там же, где стоял древний Эфес, да еще и в море там же рядом искупаться, и также в Британском музее.


Статуя богини Артемиды из музея в Ватикане.

Очень важную роль в создании Музея Эфеса в Вене сыграло соглашение между Османской империей и Австрией. Тогда султан Абдул Хамид II преподнес щедрый подарок императору Францу-Иосифу: его императорскому дому были подарены некоторые из обнаруженных древностей. Впоследствии корабли австрийского Военно-Морского флота доставили несколько партий этих археологических находок в Вену, где они были выставлены на обозрение в храме Тесея в Фольксгартене. Так что все, что выставлено в Ховбурге, попало туда абсолютно законно! И это особенно ценно, так как вывоз древностей из Турции был затем вообще запрещен после принятия турецкого закона о древностях 1907 года. После этого Вена из Турции больше уже ничего не получала.


Отдыхающий воин из Эфеса (Эфесский археологический музей)

Коллекция хранилась течение многих лет, пока в декабре 1978 года наконец-то не был открыт Венский музей Эфеса в его современном виде внутри секции Нового дворца комплекса Ховбург. Посетителям представлен впечатляющий набор греческих барельефов и римских скульптур, которые когда-то украшали различные учреждения, включая обширные термальные ванны и Ефесский театр. Ряд архитектурных элементов создает впечатление о богато украшенных фасадах великолепных старинных зданий, а модель древнего города позволяет лучше понять соответствующее расположение объектов в топографии Эфеса.


«Усыновление императоров Луция Вера и Марка Аврелия». Барельеф римского времени (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)

Музей Эфеса в Вене ежегодно посещают два миллиона посетителей. А в Турции Эфесский музей это самый посещаемый туристический объект после Собора Святой Софии и Дворца Топкапы в Стамбуле. Кстати, за руинами нужен уход, нужна их реконструкция, а также восстановление древних памятников. Всем этим в Турции также занимаются современные австрийские специалисты, хотя эта их работа и почти незаметна.


А вот это наш знакомый Апоксиомен – атлет, очищающий себя после состязания. Мы уже встречались с такой же статуей, найденной в Хорватии. Эта ее копия. Или та статуя — копия этой. Известно, что греческие спортсмены после занятий спортом и соревнований в палестре очищали себя от масла и пыли стригилисом, изогнутым скребком. На бронзовой статуе изображен молодой человек, который большим и указательным пальцами левой руки держит (утерянный) стригиль. Статуя заново составлена из 234 фрагментов, найденных в палестре Эфесской портовой гимназии. Так вот, это одна из копий римских времен с утерянного оригинала 4 века до н. э. Рост статуи 192 см. Это был подарок императору Францу Иосифу, который в 1911 г. был сделан ему султаном Абдул Хамидом II. Сельчук, Малая Азия, Турция (Музей Эфеса, Ховбург, Вена)
 

Комментарии:

Нет комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь и авторизуйтесь на сайте.