Если будет принято новое предложение для определения планеты, Луна на всех правах будет считаться планетой. Дефиниция слова «планета» была под вопросом с 2006 года, когда Международный астрономический союз (МАС) поспешно принял решение считать планетой достаточно круглый и достаточно массивный объект, который мог бы очищать свою орбиту от других объектов, отбрасывая их или присоединяя к себе.
К разочарованию многих, это исключило Плутон, который, как показала недавняя миссия «Новых горизонтов», является невероятно потрясающим и сложным миром.
Даже астрономы, которые вполне рады причислению Плутона к карликовым планетам, не очень согласны с определением планет. Критерии дефиниции расплывчаты и применимы только к нашей Солнечной системе — поэтому исключают тысяч миров вокруг других звезд, которые были обнаружены с того момента, как определение вступило в силу.
«Я хотел бы классификацию, применимую как к Солнечной системе, так и к экзопланетам», — говорит Жан-Люк Марго из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Марго предложил математическое определение: «Я хочу, чтобы оно было строгим и простым в реализации, чтобы нам не приходилось ждать межзвездных путешествий для получения картинок высокого разрешения».
Он работал над тем, как массивное тело должно соотноситься с критерием очищения орбиты, установленным МАС. Выше критической массы гравитация планеты должна быть достаточно мощной, чтобы отталкивать или притягивать любые малые тела в пределах четко определенной территории, «зоны поглощения». Взяв массу звезды и размер орбиты планеты, можно рассчитать критическую массу с помощью довольно простой формулы.
Двойная проблема
У этой формулы есть одно важное следствие. Марго определяет пару орбитальных объектов, которые оба находятся выше критической массы, как двойную планету. Поэтому на ежегодной встрече Международного астрономического сообщества, которая прошла на прошлой неделе, его спросили, как насчет Земли и Луны. Быстро взглянув на график, Марго подтвердил, что Луна находится выше критической массы, а значит тоже является планетой.
«Но нам нужно быть очень осторожными, — добавляет он. — МАС не дает определение термину «спутник». Когда он это сделает, это повлияет на определение двойных планет по сравнению с планетами со спутниками». Следующая возможность МАС открыть обсуждение будет на общем собрании в Вене в 2018 году.
Что касается остальной Солнечной системы, критерий Марго оставляет промежуток между планетами и карликовыми планетами. Плутон сохранит свой карликовый статус, поскольку у него нет большой компании в поясе Койпера. Наименее похожая на планету планета, Марс, имеет массу, в 50 раз превышающую массу очищения орбиты; в то же время самый крупный карлик Церера имеет всего несколько процентов необходимой массы. Из этого также следует, что все известные экзопланеты будут планетами, за некоторыми исключениями, в которых измерения недостаточно хороши, чтобы судить. При этом это предложение делает вопрос «округлости» излишним: все, с массой выше очищающей орбиту, достаточно большое, чтобы его гравитация придала ему округлую форму.
«Пока это, конечно, всего лишь предложение. Не знаю, привыкнут ли к нему люди, будут его любить или ненавидеть, либо останутся равнодушным».
Предложение Марго точно не понравится тем, что считает, что МАС ошибается, выдвигая необходимость очищения орбиты на первое место. «Я с пониманием отношусь к тому, что он пытается сделать, — говорит Ричард Бинзел из Массачусетского технологического института. — Но для меня имеет значение объект, а не его место». Бинзел предпочитает другое допущение, что округлость может быть главным критерием — это помогло бы «опланетить» еще много объектов.
http://hi-news.ru/