Идея использовать эффект суперкавитации для создания сверхскоростных торпед принадлежит еще советским ученым. Ее воплощением стала ракета-торпеда «Шквал», принятая на вооружение почти 40 лет назад. В зависимости от плотности водной среды она могла разгоняться до 500 км/ч.
Столь огромная для торпеды скорость стала возможной, благодаря тому, что во время движения она находилась в газовом пузыре, во много раз снижающем сопротивление воды.
Опыт своих российских визави взялись повторить и даже превзойти исследователи университета штата Пенсильвания. В их планах ни много ни мало – создание сверхзвуковой подводной лодки. Как показывают теоретические расчеты, благодаря эффекту суперкавитации подводное судно может разгоняться до фантастической скорости 5800 км/ч.
Ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111)
Однако путь от теоретических выкладок до их реального воплощения может занять годы и даже десятилетия. В настоящее время американцы никак не могут совладать с проблемой пульсации.
Дело в том, что для создания пузыря вокруг судна воздух необходимо подавать в его переднюю часть. При этом к задней части пузырь расширяется. Иногда по непонятным пока причинам пузырь сокращается, обнажая часть корпуса, что приводит к контакту с водой и резко увеличивает сопротивление.
Пока данная проблема находится в стадии математических расчетов, для подтверждения которых решено использовать водный тоннель диаметром 12 дюймов.
Безусловно, перспектива иметь на вооружении сверхзвуковую подводную лодку весьма заманчива. Но многие специалисты уже не скрывают своего скепсиса. Столь крупный объект, как субмарина, несущаяся с огромной скоростью в воздушном пузыре, наверняка не останется незамеченной, поскольку будет создавать много шума. Да и реактивные двигатели станут источником загрязнения океана.