Многие из нас чувствуют боль, уколовшись иглой, или кислый вкус, когда сосут лимон, но ученые понимают гораздо меньше о том, как на нас влияет то, что мы видим. Потому что видеть — это куда более сложная деятельность. Она включает форму, размер и цвет в трехмерном контексте с множественными ассоциациями, которые меняются с течением времени.
Мы знаем, что некоторые произведения искусства заставляют нас чувствовать определенные эмоции. «Мона Лиза» да Винчи восхищает, потому что ее улыбка оказывает на нас успокаивающее воздействие, тогда как «Крик» Мунка вызывает у нас тревогу и беспокойство.
Еще мы знаем, что некоторые формы и цвета влияют на наши эмоции. Мы уже используем это в дизайне и коммерческой рекламе. Красный цвет возбуждает, например, привлекая внимание к объекту. Поэтому наклейки на бутылках с «Кока-Колой» красные — и поэтому же знаки опасности. Нечто подобное мы испытываем при встрече с острыми углами, поэтому их используют в дорожных знаках. Более округлые формы и зеленый цвет производят успокаивающий эффект.
Но действительно ли визуальные свойства и качества вызывают одни и те же эмоции у большинства населения? И если да, то можем ли мы манипулировать ими, чтобы изменить свое состояние ума? Наши идеи использования цветов поступают в основном от неврологов, которые ищут способы лечения людей с психическими расстройствами, такими как депрессия и шизофрения. Но эти способы ограничены и непрактичны для использования в повседневной жизни — а ведь нам бы хотелось.
Найти узор
Это исследование было проведено Джорджем Стилиосом и Мейхуаном Ченом и включало два этапа. На первом этапе они испытали десять пар узоров на 20 участниках. Может показаться, что группа недостаточно большая, но каждый участник проходил испытание в течение нескольких часов. Полученные данные коррелируют у более 80% участников; обычно такого рода исследования считаются достаточными, чтобы делать выводы о населении в целом.
Как вы видите на изображении выше, каждому из участников показывали изображения на экране компьютера. Исследователи изучали эмоциональные реакции участников, измеряя их сердечную и мозговую деятельность с использованием мониторов ЭЭГ и ЭКГ, а также спрашивали у них, как они «чувствуют» каждый узор.
На этом этапе участникам показывали не различные категории узоров, а скорее широкую выборку. Их намеренно сделали черно-белыми, поскольку цвета могли бы испортить результаты. Вот узоры:
Анализируя результаты, ученые вывели две тенденции. Участники получали больше удовольствия от изучения повторяющихся узоров, чем неповторяющихся, и больше возбуждались, глядя на залихватские узоры, нежели на простоватые.
В случае с повторяющимися узорами, например, было обнаружено, что у участников увеличились тета-волны мозга в области канала Fz на средней линии лобной доли. В литературе это коррелирует с приятным волнением. В то же время участники нашли неповторяющиеся модели менее приятными, а слабые узоры более — успокаивающими.
Важно понимать, что удовольствие и возбуждение — это не одно и то же в нейробиологии. Возбуждающие вещи удивляют нас, заставляют вскакивать и делать заметки. Но они не всегда приятны. Вещи могут быть будоражащими и неприятными, равно как могут быть приятными, но не особо привлекать наше внимание.
Задача дизайнеров продуктов заключается в создании продуктов, которые будут одновременно приятными и возбуждающими, захватывающими, волнующими. Apple — классический пример компании, которой удалось сделать это со своими компьютерами Mac в 1990-х. Эти машины настолько отличались от всего, что было на рынке, что удивляли людей, и при этом были очень приятны с визуальной точки зрения.
Мудрая шерсть
На втором этапе исследования ученые разработали и произвели четыре умных трикотажа в лаборатории, использовав электрохромную композитную нить. Каждая ткань — они назвали их психотканями (psychotextile) — могла переключаться между двумя видами узоров.
Две ткани переключались между повторяющимися и неповторяющимися узорами, в то время как другие две переключались между слабыми и сильными узорами. Ученые опробовали их на 20 испытуемых в ходе эксперимента, похожего на первый этап. И подтвердили прежние выводы. Мало того, они выяснили, что переключаясь между узорами могут менять эмоции участников с одних на другие.
Эти результаты предлагают удивительные возможности. Используя умную ткань, можно подбирать узор для достижения определенных эмоций — одежды, которая будет поднимать настроение или успокаивать, например; или обоев, которыми можно манипулировать, чтобы создать праздничную атмосферу. Можно запрограммировать их реагировать на погоду, на время суток или года, на что угодно.
Это может быть своего рода «визуальной медициной», которая станет альтернативой приему антидепрессантов. В равной степени, работа с узорами может преобразовать и искусство, и дизайн, и машиностроение. В будущем мы могли бы столкнуться с психоискусством, психодизайном и психоархитектурой.
Сперва придется изучить более хаотические узоры, узоры с тиснением, смеси углов и кривых, модели с трехмерными эффектами и их влияние на эмоции человека. Далее можно было бы объединить модели различных цветов и форм. После этого можно было бы добавить в эту смесь запахи и звуки. Только представьте, каким податливым может быть ваше настроение в будущем.