Китайская компания ведет строительство космоплана, который будет способен поднимать на борт сразу до двадцати космических туристов. Финансируемая правительством Китайская академия по разработке технологий космических запусков (China Academy of Launch Vehicle Technology) создала две версии дизайна будущего космического аппарата. Оба варианта выглядят как большие шаттлы, способные производить взлет и выходить на околоземную орбиту исключительно своими силами, без использования ракет-носителей.
Разрабатываемый проект был представлен на Международном собрании астрономов, проходившем на прошлой неделе в Мексике. На презентации, которую проводил китайский ракетостроитель Лю Хао Кан, было объявлено, что уже готовый космический аппарат можно будет адаптировать к возможности перевозить за раз как можно больше космических туристов. Глава разработки Хань Пэн Синь рассказал в интервью New Scientist о том, что наземные испытания практически завершены. Что касается тестовых полетов, то «они будут завершены в течение ближайших двух лет». По мнению Ханя, если все испытания пройдут удачно, то аппарат будет готов к настоящему коммерческому полету к 2020 году. При этом стоимость одного полета в космос на таком аппарате будет составлять что-то среднее между 200 000 и 250 000 долларов.
Другие частные космические компании тоже собираются предоставлять услуги космического туризма. Космический аппарат SpaceShipTwo компании Virgin Galactic сможет перевозить до шести человек. Капсула New Shepard компании Blue Origin будет обладать аналогичными возможностями. Китайский проект, в свою очередь, предложит возможность перевозки большего числа пассажиров и, в отличие от SpaceShipTwo, которому потребуется дополнительный летательный аппарат для вывода корабля за пределы атмосферы, сможет самостоятельно производить вертикальный взлет (как ракета) и автоматическую (без управления с земли или силами электроники на борту) посадку, как самолет.
Академия разработала две версии космоплана. Десятитонный вариант сможет поднимать на высоту 100 километров 5 человек. Версия аппарата весом 100 тонн будет способна перевозить до 20 пассажиров на высоту до 130 километров. Обе версии аппарата будут многоразовыми. Кроме того, большая версия еще и сможет выводить на околоземную орбиту спутники.
Некоторые эксперты космической индустрии уже назвали данный проект «интересной инициативой», хотя и отметили, что презентация в Мексике на прошлой неделе не блистала наличием важных технических деталей.
«Всегда легче нарисовать иллюстрации и рассказать о будущих возможностях, чем построить и запустить космический аппарат», — отмечает Роджер Лауниус из Национального музея воздухоплавания и астронавтики.